Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Пиво / Художники /

Справочник «Художники»

Купка (Kupka) Франтишек
(1871—1957)

Купка (Kupka) Франтишек  (1871—1957)

Французский художник чешского происхождения, представитель модерна, ставший одним из основоположников абстрактного искусства. Родился в городке Опочно (Чехия) в семье ремесленника. Учился в Пражской (1881—1891) и Венской (1891—1892) академиях художеств, с 1895 обосновался в Париже, где посещал академию Жюльена. В религиозно-философском плане испытал большое воздействие теософии, а в плане политическом — анархизма. Зарабатывал на жизнь рисунками моделей одежды, с 1900 активно работал как карикатурист и иллюстратор в парижских журналах и анархистской прессе (под псевдонимом Поль Реньяр). Выразил свои взгляды на современную историю в циклах сатирических рисунков «Мир», «Деньги», «Проституция» (1902—1904). Оформил своими иллюстрациями целый ряд книг, в том числе многотомный труд Реклю «Человек и земля».

Главной сферой его творчества со временем стала живопись. Увлеченный, наряду с теософской мистикой, научными теориями света и цвета (от Ньютона до Шеврейля), Купка перешел от символизма и неоимпрессионизма («Автопортрет с женой», 1908, Национальная галерея, Прага) к беспредметным композициям. Среди характерных работ последнего рода — «Космическая весна» (1911—1920, там же), «Красные и синие круги» (1911—1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк). После того как мастер принял участие в выставке «Золотое сечение» (1912), где тон задавали близкие по духу картины Делоне, его тоже стали причислять к орфизму. С другой стороны, критика именовала стиль Купки также и «музыкализмом» — он любил давать своим произведениям названия типа «ноктюрн» или «фуга». В сравнении с Делоне его творчество обычно выделяется более строгой разметкой цветовых зон; добиваясь оптической иллюзии движения, он либо располагал их вертикально или диагонально в виде полос (серия «Вертикальные планы», 1910—1913), либо компоновал концентрически, в том числе спиралевидно (серия «Диски», 1911—1912). Иногда цвета Купки плавно переходят друг в друга, словно сама их шкала рождается у нас на глазах из некоей «космической» пустоты.

В 1919 занял должность профессора пражской Академии художеств, руководя студентами, посланными в Париж. Целый ряд его работ 1920-х обнаруживает воздействие футуризма и конструктивизма с характерным для них культом машин (цикл «Синтез», 1927—1929, Национальная галерея, Прага). В 1930 стал одним из создателей группы «Abstraction-Creation» («Абстракция-Творчество»), стремившейся придать новый импульс развитию беспредметного искусства. Лаконический геометризм, изначально свойственный его зрелым вещам, дополнительно усилился в поздних произведениях, например в «Серии С» (1935—1946). В последние десятилетия своей жизни уединенно жил и работал в Пюто (предместье Парижа).


Чехия, 2002, Роден и Муха в Праге

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня