Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Фрагменты Российской истории / Художники /

Справочник «Художники»

Антокольский Марк Матвеевич (настоящее имя Мардух Матисович)
(1843—1902)

Антокольский Марк Матвеевич (настоящее имя Мардух Матисович)(1843—1902)

Крупнейший скульптор России второй половины XIX века Марк Матвеевич Антокольский родился в небогатой многодетной еврейской семье. Ночами, вместо отдыха после изнурительной работы в трактире, где он помогал отцу, тайком от окружающих, которым было чуждо его влечение, мальчик отдавался любимому занятию — лепил или вырезал небольшие фигурки. Впоследствии его все же определили учеником в мастерскую резчика по дереву. С 1862 он — вольнослушатель Петербургской Академии художеств. Учился Антокольский в классе Н. С. Пименова, а после его смерти у гравера и скульптора И. И. Реймерса. Уже первые горельефы «Еврей - портной» (1864) и «Еврей — скупой» (1865), отмеченные Второй и Первой серебряными медалями, показали жизненность и реалистичность произведений художника.

Психологизм, свойственный первым жанровым работам, Антокольский не утрачивает и когда обращается к историческому сюжету в горельефе «Нападение инквизиции в Испании на евреев, тайно справляющих Пасху» (1869)

Вехой в творчестве Антокольского явилась статуя «Иван Грозный» (1871), экспонированная на Первой передвижной выставке. Образ «мучителя и мученика», как называл Ивана Грозного Антокольский, безусловно, сложился под влиянием передового национального искусства и литературы. Успех произведения был грандиозным. Академия удостоила Антокольского звания академика. Лишенная канонической риторики, скульптура «Иван Грозный» по-настоящему драматична реалистической передачей «духа могучего, перед которым трепетала вся русская земля».

Триумф Антокольского был необычайным. Толпы народа осаждали Академию, где выставили скульптуру. Восторженные строки посвятили автору Тургенев и Стасов. В 1871, после окончания Академии, по состоянию здоровья Антокольский вынужден был отправиться за границу — в Рим и Париж, оттуда он лишь изредка приезжал на родину. Но помыслы и привязанности скульптора по-прежнему обращены к России.
По приезде в Рим Антокольский работал над статуей Петра I, задуманной еще в России. Цельность, энергия, порыв присущи этому произведению, в котором воплотились характер великого реформатора и эпоха подъема России, «мужавшей с гением Петра». Эта статуя послужила основой для создания памятников в Таганроге, Архангельске; уменьшенный вариант статуи находится в Петергофе. Сравнение двух, почти одновременно созданных, произведений— «Иван Грозный» и «Петр I» — наглядно показывает, как скульптор сумел найти разные художественные средства для воплощения ярких образов представителей этих переломных в истории России эпох.

Одновременно с работой над статуей Петра I Антокольский выполнил для Александровского моста через Неву эскизы конных статуй Ярослава Мудрого, Дмитрия Донского, Ивана III, которые должны были стать своеобразной «скульптурной галереей» крупнейших русских исторических деятелей. Претворить этот замысел в жизнь, однако, не удалось, так как архитектурный проект не утвердили. Этой работой словно подведен итог первому периоду деятельности скульптора. Теперь Антокольского влекли новые герои, новые характеры. Первым в ряду новых образов предстает «Христос перед судом народа» (1874). По словам скульптора, его Христос дан таким, каким он «представляется в XIX веке». В образе, созданном Антокольским, — трагизм «реформатора, восставшего против фарисеев и саддукеев», который стоит перед судом тех, кого он защищал и кто его не смог понять. При всем различии характеров в героях произведений Антокольского есть нечто общее — это стремление к истине и утверждение ее, подчас ценою собственной жизни. Таковы «Смерть Сократа» (1875) и «Спиноза» (1882). Как антитеза у скульптора еще в 1874 возникает замысел создать образ Мефистофеля. Его «Мефистофель», названный ранее «XIX век» (1883), —не столько воплощение всеобщего зла, сколько олицетворение мучительного сомнения и неверия; угловатые, резкие формы, полное сарказма лицо придают образу особую выразительность.

В этот период Антокольский работает и в жанре мемориальной скульптуры. Большое значение скульптор придавал портрету. Антокольским выполнены портреты Стасова (1873), Тургенева (1880), Салтыкова-Щедрина, Половцева, Боткина, Мамонтова.
В 1880-е Антокольский вновь обращается к исторической теме. Вдохновленный образом пушкинского Пимена, скульптор создает статую «Нестор-летописец» (1889). В 1891 он завершает еще две работы—майолику «Ярослав Мудрый» и бронзовую статую «Ермак». В обоих образах Антокольский также видел тех, кто определял «будущность России».

В 1893 в Петербургской Академии художеств была развернута невиданная ранее по объему персональная выставка произведений Антокольского. Но многие его работы остались непонятыми; подвергался он также откровенным нападкам недоброжелателей, выступавших в прессе. Несмотря на поддержку Стасова, скульптор тяжело переживал все это и в гнетущем состоянии покинул Петербург. В Париже Антокольский работал в скульптуре малых форм («Сон», «Мечта», «Русалка», «Спящая красавица»).

Антокольский умер в июне 1902. Смерть застала его в Германии, похоронен скульптор в Петербурге на Преображенском кладбище.


СССР, 1983, 400 лет Архангельску

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня