|
||||
Philatelia.Ru / Художественная литература / Художники / Справочник «Художники»Адамсон Амандус Хенрих (Александр Иванович)
|
|
|
Осенью 1879 Адамсону была присуждена большая серебряная медаль за вылепленную из воска группу «Крещение Христа Иоанном Крестителем». Он остался работать в Петербурге, преподавал в школе Общества поощрения художеств, участвовал в выставках, выполнял заказы. В 1887 поехал в Париж и около пяти лет совершенствовал свое мастерство. Учился, творил, выставлял свои произведения в Парижском салоне, даже само участие в котором было признанием мастерства. Его выставочные работы «Вечно побеждающая любовь» и «Лирическая музыка» были отмечены золотой медалью Салона, что в конце XIX века было высшей наградой в мире искусства.
В 1881 Адамсон вернулся в Петербург, в 1896 участвовал в конкурсе на оформление Михайловского дворца (Русского музея). Ему было поручено создать для двух самых больших залов барельефы для фризов с сюжетами таинств рождения произведений живописи, ваяния и зодчества. Критика Петербурга высоко оценила это творение скульптора. За выразительность и безупречную логику композиций современники назвали его работу «скульптурной поэмой». Кроме того, он преподавал в Художественном училище Штиглица, и именно в эти годы создал свое лучшее произведение, связанное с морской тематикой, - «Последний вздох корабля».
Период времени с 1892 по 1906 является самым содержательным и разносторонним в творческой деятельности Адамсона. Это были лучшие годы в творческой жизни художника, у него выработался своеобразный индивидуальный почерк, мастерское владение материалом. В 1907 по рекомендациям живописца Куинджи, скульптора Опекушина и архитектора Суслова ему было присвоено звание академика. А в начале XX века он увлекся монументальной пластикой. Первым творением в этом виде искусства стал памятник морякам русского броненосца «Русалка», установленный в 1902 в парке Кадриорг Ревеля.
|
|
Символом Севастополя, изображенным на гербе города, является памятник затонувшим кораблям Черноморского флота, в Полтаве стоит монумент Петру I , в Алупке — скульптурная композиция «Молодая татарка и морской разбойник», «Русалка на камне». На набережной в Мисхоре— бронзовая группа на сюжет легенды о красавице Арзы. В Тамани - памятник кубанским казакам. Все это работы Адамсона. Его проект памятника в Костроме в ознаменование 300-летия дома Романовых получил только вторую премию, но именно Адамсон получил заказ на создание монументальной группы и создал за четыре года 23 скульптурных фигуры. Но началась война, и монумент установлен не был, не сохранилась и его гипсовая модель.
В Петербурге его работы до сих пор украшают фасады домов на Невском проспекте, в частности Дом книги и дом, принадлежавший торговой фирме «Братья Елисеевы». Примерно в это же время скульптор художественно оформил обелиски у въездов на Троицкий мост.
После завершения строительства в 1900 собора Александра Невского в Таллинне, Преображенский храм был передан эстонскому православному приходу. И сегодня в центре его интерьера стоит памятное надгробие первого эстонского православного епископа Платона работы Амандуса Адамсона. Бюст Платона в церковном дворике – тоже его работа.
Любимой моделью скульптора был Георг Лурих. Одна из их совместных работ — «Чемпион» — была удостоена первой премии на всемирной выставке в Америке в 1904, как раз во время проведения Олимпийских игр в Сент-Луисе. Вторая знаменитая работа Адамсона, моделью которой был Лурих, называлась «Калевипоэг у врат ада». А последним его созданием стал скульптурный портрет эстонской поэтессы Лидии Койдула, открытый в июне 1929 в Пярну.
С 1907 по 1918 Адамсон напряженно работал, но этот период не обогатил его творчества. И летом 1918 он решил оставить Петербург и вместе с семьей перебрался в Палдиски, где провел остальные годы своей жизни. Работая в родном городе, мастер неоднократно посещал Италию, где по заказу высек в мраморе алтарную группу высотой в 3,5 метра для тартуской церкви апостола Павла. Из-за частых поездок Адамсон оторвался от современной художественной жизни Эстонии…
Свое последнее произведение художник создал на близкую его сердцу тему моря. Утром Иванова дня он закончил гипсовый слепок произведения «Умирающая волна», как будто предвещая свою смерть. Двумя днями позже, 26 июня 1929, старый скульптор скончался от болезни сердца.
СССР, 1954, Памятник «Затопленным кораблям», слова Толстого
СССР, 1977.10.17, Памятник Койдула в Пярну