Справочник «Художники»
Фаворский Владимир Андреевич
(1886–1964)
Русский художник и теоретик искусства, выдающийся мастер русской гравюры и книжного дизайна. Родился в Москве в семье юриста; мать его, С. Шервуд, была художницей. Учился в школе-студии Юона (1903–1905), а также в частной академии Холлоши в Мюнхене (1906–1907). С 1905 занимался искусствоведением в Мюнхенском, а с 1907 – в Московском университете, защитив в 1913 дипломную работу «Джотто и его предшественники». Был членом объединения «Четыре искусства».
Занимаясь с 1907 ксилографией, стал виртуозом торцовой гравюры на дереве. Был близок к поэтике и стилистике символизма и модерна, однако, добиваясь не только символической насыщенности, но и строгой конструктивности своих образов, воспринимал и новации авангарда, в первую очередь кубизма. Оптимальным полем художественного эксперимента стало для него искусство книги. Он разработал особую теорию оформления, понимая книгу как целостный эстетический организм, «инструмент для чтения», в котором декоративное начало должно неразрывно сочетаться с функциональным (теоретические взгляды Фаворского, акцентирующие значение «чистой формы», сложились под решающим воздействием немецкого скульптора и философа Гильдебрандта; книга последнего «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в 1914 в переводе самого Фаворского и Розенфельда). Книжно-оформительские работы Фаворского 1920-х («Фамарь» Глобы, 1923; библейская Книга Руфь, 1925; «Новая жизнь» Данте, 1934; «Рассказы» Пильняка, 1932) эмблематически-лаконичны и по-своему, несмотря на малый масштаб, монументальны; в них преобладает черный, почти осязаемый штрих. С середины 1930-х мастер чаще пользуется белым штрихом, активнее передающим светотень, в его произведениях нарастают черты классицизма. Среди характерных работ второго периода – «Сонеты» Шекспира (1948), «Р.Бернс в переводах С. Я. Маршака» (1950), «Слово о полку Игореве» (1953), «Борис Годунов» (1956) и «Маленькие трагедии» (1961) Пушкина (за эти циклы Фаворскому была присвоена Ленинская премия 1962).
Был также тонким мастером портрета – историко-романтического и камерно-бытового. С 1942 обращался и к линогравюре (серия «Самарканд», 1942–1944). Даже когда Фаворский выполнял сугубо официальные «соц-заказы» (фрески в Музее охраны материнства и младенчества, 1933, и композиции-сграффито в Доме моделей, 1935; обе работы не сохранились), строго соблюдаемый принцип «чистой», гармонически замкнутой в себе формы помогал ему избегать поверхностной конъюктурщины. Почти всю творческую жизнь плодотворно работал как педагог (преподавал в Высших художественно-технических мастерских – Вхутемас, был там ректором в 1923–1925, в Полиграфическом институте, Институте изобразительных искусств, Институте прикладного и декоративного искусства). Оказал влияние на мастеров «сурового стиля». Умер Фаворский в Москве 29 декабря 1964.
СССР, 1975, Дружина Игоря в походе
СССР, 1966, Олень