Справочник «Художники»
Меркуров Сергей Дмитриевич
(1881—1952)
Русский художник. Родился в Александрополе (ныне Гюмри, Армения) в семье предпринимателя. Учился в Киевском политехническом институте (1901—1902), затем на философском факультете Цюрихского университета, одновременно постигая искусство ваяния в мастерской скульптора Мейера; позже занимался в мюнхенской Академии художеств (1902—1905). Работал в Париже; испытал большое влияние искусства символизма, а также скульптурной архаики (Месопотамия, Древний Египет). Вернувшись в Россию (1909), жил в Москве. Был членом АХРР.
В своей зрелой манере придерживался своего рода «академического» модерна, не пускаясь в рискованные эксперименты, но сохранив характерные черты этого стиля: культ «вечных тем», в особенности темы смерти, драматический контраст фигуры и материала (каменного блока). Предполагая стать философом, Меркуров и в ранние образы вносил мотив тяжкой, мучительной думы (статуя Достоевского, 1911—1913, установлена как памятник в рамках плана «монументальной пропаганды» в 1918; фигура-олицетворение Мысли, 1913, ныне на могиле автора на Новодевичьем кладбище; оба памятника — гранит). Многократно снимал посмертные маски, в том числе со знаменитых писателей и политиков (Льва Толстого, Ленина, Андрея Белого). Среди его послереволюционных работ широко известен величаво-суровый памятник Тимирязеву (1922—1923).
Однако наибольшую славу ему принесли монументы вождей, тоже величаво-суровые (траурная группа «Смерть вождя», гранит, 1927, Центральный музей Ленина, Горки Ленинские; статуя Ленина, украшавшая зал заседаний Верховного Совета СССР до его перестройки, мрамор, 1939, Кремль; памятники Ленину в Волгограде, Магнитогорске, Ульяновске и целом ряде других городов). По эскизам Меркурова были созданы три самых крупных на территории СССР памятника Сталину; их обычно исполняли из кованой меди. Первый по величине — монумент в Ереване (высота 49 м вместе с постаментом; 1951), другие два возвышались на входе в Канал имени Москвы (1937) и на ВДНХ (1939). Грубая «ассиро-вавилонская» мощь этих образов (все они были демонтированы в период «оттепели») по-своему точно и откровенно выразила «сверхчеловечески»-жестокий дух сталинской эпохи, признававшей лишь одного Героя. За «Ленина» для Кремля и «Сталиных» для ВДНХ и Еревана скульптор был в 1941 и 1951 удостоен Сталинских премий.
Работы Меркулова предопределили стиль официального советского надгробия (гранитные бюсты-гермы Свердлова, Дзержинского, Фрунзе, Калинина, Жданова на Красной площади у Кремлевской стены, конец 1940-х — начало 1950-х).
Умер Меркуров в Москве 8 июня 1952. В 1953 вышли в свет его «Записки скульптора». В родном городе мастера был открыт его музей (1984).
СССР, 1961, Памятник Ломоносову в Москве