Справочник «Художники»
Грицюк Михаил Акимович
(1929—1979)
Украинский скульптор. Родился в небольшом местечке Пасека, что на Закарпатье. Как и множество семей украинцев, поляков, словаков, немцев, семья Грицюков с младенцем на руках поехала за океан в поисках более счастливой доли. До Южной Америки добирались долгим путем через Балканы и Африку, осели в Аргентине под Буэнос-Айресом, где на первых порах помогли земляки. Со временем жизнь наладилась, взрослые трудились, дети росли. Удачливый Аким Грицюк, отец будущего скульптора, скоро уже владел небольшой ткацкой фабрикой, мог не только прокормить семью, но и о расширении безнеса подумать. Детство Михаила Грицюка не было безоблачным, как детство любого эмигранта, но он учился, познавал мир, пристрастился к рисованию.
Встреча с местным аргентинским скульптором произвела на подростка сильное впечатление. Почувствовав однажды, как кусок глины в руках превращается в нечто небывалое, Михаил решил, что обязательно должен стать скульптором. А тут еще знакомство с произведениями Степана Эрьзи, скульптора-эмигранта из России, жившего тоже в Аргентине, окончательно определило жизненный выбор Грицюка.
В 1950-е эмигрантов стали настойчиво приглашать обратно в Советский Союз, где после войны очень нужны были руки специалистов, а также их сбережения. Грицюки приехали в Киев. Михаил сразу же поступил в художественную школу, а затем в художественный институт на скульптурное отделение. Однако родители оставаться в Союзе не захотели, слишком многое они не могли принять. Уехали. Ну, а Михаил, прожив почти 25 лет в Буэнос-Айресе, стал киевлянином. Отношение к нему здесь сложилось вполне определенное: то, что к нему притягивало артистов, художников, музыкантов, что превращало мастерскую в своеобразный вольнодумный клуб, не нравилось властям, и образ его жизни, и круг общения, и происхождение, конечно же. Один из самых своеобразных скульпторов Украины не имел ни одной персональной выставки. Единственная, разрешенная по случаю пятидесятилетия, как творческий отчет, стала посмертной — художник несколько месяцев не дожил до своего юбилея (он умер от болезни почек).
Михаил Грицюк создал проект мемориала для города Изюма в память сотням тысяч погибших наших воинов, попавшим в окружение, совместно с архитекторами Левиным и Градовым (авторами комплекса в Хатыни). Но высочайшим решением проект был отвергнут.
Михаил Грицюк закрылся в мастерской и работал, работал. Серия скульптурных портретов: Данте, Артемий Ведель, Пикассо (ныне в Тулузе), Блок, Достоевский, Стравинский, Параджанов, Амосов, Мравинский. Портретное изображение гонимого тогда Мстислава Ростроповича с виолончелью, где музыкант и инструмент — одно целое, где резонатором является все тело виолончелиста, — это как бы кристалл творческого метода Грицюка. Право и бесправие художника, мотивы терзаний и преодоления переплавлялись в творчестве Грицюка образами творцов-страдальцев — сколько выразительности в его Рахманинове, как прекрасен и юн Борис Пастернак. Единицы видели эти работы, собранные в бывшей мастерской скульптора.
СССР, 1975, Памятник Шевченко в Москве
СССР, 1989, 175 лет со дня рождения Шевченко