Справочник «Художники»
Дубиновский (Dubinovschi) Лазарь (Лейзер) Исаакович
(1910—1982)
Молдавский скульптор-портретист. Родился в бессарабском местечке Фалешты (по другим данным в соседнем селе Старый Альбинец — теперь Фалештского района Молдовы) в семье учителя Ицика (Ицхока) Дубиновского. В 1917 семья переехала в Бельцы, где он поступил в гимназию и занялся рисованием в кружке учителя местной гимназии И. В. Савина. Лепить начал самостоятельно.
В пятнадцатилетнем возрасте был принят в Бухарестскую академию художеств, где обучался с 1925 по 1930. В 1929 стажировался в академии Гран-Шомьер в Париже у Антуана Бурделя. В 1930 вернулся в Бельцы и устроился преподавателем рисунка в частную гимназию.
Начал выставляться на салонах Бессарабского общества изящных искусств, организованных Шнеером Коганом. Первая персональная выставка прошла в Яссах в 1939. Уже тогда проявляется особенный интерес скульптора к портретистике: среди прочего в экспозиции выставлены портреты румынских профессоров А. Филиппиде и Г. Ибрэиляну. После присоединения Бессарабии к СССР в 1940 работал главным художником Дома Красной Армии в Бельцах.
С 1941 — на фронте; демобилизован после тяжёлого ранения в 1943, на лечении в военном госпитале в Иркутске. После окончания Великой Отечественной войны поселился в Кишинёве. До 1951 работал начальником управления изобразительных искусств комитета по делам искусств Молдавской ССР. В 1964—1972 был главным редактором художественно-экспертной комиссии министерства культуры МССР.
В 1951—1953 — в Москве в мастерской Евгения Вучетича, в том числе в составе скульпторской группы, работавшей над монументальной статуей Сталина для Волго-Донского канала. Сразу по возвращении работает над конной статуей комбрига Григория Котовского, установленной в центре Кишинёвa в 1954.
В 1957 работал над серией бюстов классических авторов румынской (молдавской) литературы для планируемой Аллеи классиков в городском парке Пушкина (открыта в том же году). В Aллее классиков установлены бюсты Михая Эминеску (к чьему образу Дубиновский неоднократно возвращался на протяжении всей карьеры), Василе Александри, Георге Асаки и Костаке Негруцци работы Дубиновского. В 1972 выполнил надгробный памятник на могиле жены Лилы Дубиновской (урожд. Шпильберг, 1910—1966) на Армянском кладбище в Кишинёве.
Для музея еврейских общин Румынии в Бухаресте сделал памятник жертвам нацизма: удаляющиеся босые следы двух выживших узниц концлагерей на простой цементной дорожке, ведущей вдаль к серой как дым, полой и неочертанной женской фигуре. В 1977—1982 работал над своей последней скульптурой «Реквием», посвящённой трагедии Холокоста. Изображённый на ней облачённый в талес, молящийся еврей как бы подводит итог творческому пути самого скульптора.
Лазарь Дубиновский умер в 1982, похоронен на Армянском кладбище в Кишинёве — рядом с женой и родителями.
Лазарю Дубиновскому принадлежит серия памятников в Кишинёве, Бельцах (Ленину и молодогвардейцу Борису Главану), Котовске (скульптурная композиция «Котовский») и некоторых других городах Молдавии. Так в Кишинёве им были выполнены памятники «Героям-комсомольцам» на проспекте Молодёжи (1959), композитору Штефану Няге (1964), «Освобождение» перед гостиницей «Кишинэу» (1969), Максиму Горькому рядом с Госбанком (ныне Органный зал, 1972), и, наконец, Марксу и Энгельсу перед зданием ЦК Компартии Молдавии (1976, разрушен в 1991).
Однако прежде всего Дубиновский известен созданной им на протяжении многих лет серией скульптурных портретов — Алексея Щусева, Хо Ши Мина (1968), Аркадия Райкина (1976-1977), Антона Рубинштейна, Дмитрия Кантемира, Иосифа Балцана, Валентина Меднека, Ильи Богдеско, Андрея Лупанa (1955), Петра Вершигоры (1957), Г. Соломинова (1957) и многих других.
Член-корреспондент Академии художеств СССР (1954), почётный член Союза художников Румынии (1961), Народный художник Молдавии (1963), лауреат государственной премии МССР (1971). Награждён орденами Трудового Красного Знамени (1948) и Ленина (1960).
Работы Дубиновского хранятся в Национальном художественном музее Молдовы, в Государственной Третьяковской галерее (портрет академика К.И. Скрябина), Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге и в некоторых других галереях. На основе дарованных Дубиновским 13 скульптур в Фалештах в 1979 был основан музей истории и этнографии, где скульптурам Дубиновского выделен второй этаж.
На могиле Дубиновского в 1984 был установлен бронзовый портрет скульптора работы Валерия Ротаря (в конце 1990-х демонтирован вместе c надгробной табличкой). Также в 1991 были уничтожены памятники Марксу и Энгельсу, Максиму Горькому и горельеф «Искусство Молдавии» на фронтоне Национального театра Михая Эминеску в Кишинёве.
Молдавия, 2000, Эминеску, члены его семьи и друзья
Молдавия, 2000.01.15, Михаил Эминеску
Молдавия, 2000.12.07, Георги Асаки
Молдавия, 2002.10.23, Василе Александри
Молдавия, 2002.10.23, Костаке Негруцци
СССР, 1973.01.31, Памятник Горькому в Кишиневе