Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Художники /

Справочник «Художники»

Перов Василий Григорьевич
(1834—1882)

Перов Василий Григорьевич(1834—1882)

Русский художник. Родился в Тобольске. Был незаконным сыном местного прокурора, барона Криденера, фамилию же «Перов» дал будущему художнику в виде прозвища его учитель грамоты, заштатный дьячок. Учился в Арзамасской школе живописи (1846–1849) и Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853–1861), где одним из его наставников был Зарянко. Испытал особое влияние Федотова, а из зарубежных мастеров – Хогарта и жанристов дюссельдорфской школы. Жил в Москве. Был одним из членов-учредителей «Товарищества передвижников» (1870).

Ранние произведения художника сатирически-нравоучительны, представляя собой живописные, тщательно выписанные карикатуры, в том числе на духовенство («Проповедь в селе», «Сельский крестный ход на Пасхе», обе работы – 1861; «Чаепитие в Мытищах», 1862). Большое значение для становления его зрелой манеры имели парижские произведения (он побывал в Париже в 1862–1864-х годах как «пенсионер» Академии художеств), в том числе эскиз «Парижское гулянье. Внутренность балагана во время представления» (1863). Любовь к своего рода «физиологическому очерку» в красках сохраняется у него и позже, но ирония сменяется трагическими интонациями, колорит утрачивает прежнюю пестроту. Такие картины, как «Проводы покойника» (1865) и «Тройка. Ученики-мастеровые везут воду» (1866), впечатляют силой образного обобщения; частные эпизоды жизни сельской и городской бедноты превращаются в них в символические, общечеловеческие драмы, близкие «бедняцким» темам Достоевского. Драматизм образов и талант обобщения достигают предельной остроты в «Утопленнице» и особенно в «Последнем кабаке у заставы» (обе картины – 1868), где город представлен как подобие тусклого, тревожно мерцающего земного ада, безжалостного к своим жертвам. Задушевная жанровая романтика переходит в символизм, пронизанный скорбным чувством бренности. Обобщенно-символичны и лучшие портреты работы мастера (Островский, 1871; Даль, Майков, Погодин, все портреты – 1872), достигающие беспрецедентной для русской живописи духовной напряженности. Недаром портрет Достоевского (1872) по праву считается лучшим в иконографии великого писателя.

Популярные жанровые картины 1870-х годов, напротив, проникнуты добродушным юмором («Птицеловы», 1870; «Охотники на привале», 1871; «Рыболов», 1871; «Голубятник», 1874). Трактуя о делах и днях «маленьких людей», художник поэтически воспевает эти мирки увлечений и грез, но в то же время подчеркивает их иллюзорность (контраст горячей болтовни «охотников» и мрачного осеннего поля, покрытого первой порошей). Опыты исторического жанра («Никита Пустосвят. Спор о вере», 1880–1881) не принадлежат к числу шедевров Перова. Поздняя религиозная живопись («Христос в Гефсиманском саду», 1878) и театральные фантазии мастера (цикл эскизов «Снегурочка», 1870-е годы) свидетельствует о близости к модерну.

В последние десятилетия жизни художник обнаруживает незаурядный талант писателя-очеркиста (рассказы «Тетушка Марья», 1875; «Под крестом», 1881; и другие; последнее издание – «Рассказы художника», М., 1960). В 1871–1882 Перов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где среди его учеников были Касаткин, Коровин, Нестеров, Рябушкин.

Умер Перов в селе Кузьминки (в те годы – под Москвой) 29 мая (10 июня) 1882.


Россия, 2001, Владимир Даль

СССР, 1948, Александр Островский

СССР, 1948, Александр Островский

СССР, 1956, Федор Достоевский

СССР, 1971, Федор Достоевский

СССР, 1973, Александр Островский

СССР, 1976, Владимир Даль

Россия, 1998, 175 лет со дня рождения Островского

Россия, 2001, Владимир Даль

СССР, 1976, Владимир Даль

СССР, 1991, Федор Достоевский

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня