Справочник «Сюжеты»
Данте Алигьери (Dante Alighieri)
(1265–1321)
Итальянский поэт. Родился в середине мая 1265 во Флоренции. Его родители были почтенные горожане скромного достатка и принадлежали к партии гвельфов, выступавшей против власти германских императоров в Италии. Они смогли оплатить обучение сына в школе, а впоследствии позволили ему, не заботясь о средствах, совершенствоваться в искусстве стихосложения. Представление о юности поэта дает его автобиографическая повесть в стихах и прозе «Новая жизнь» (1293), рассказывающая о любви Данте к Беатриче (считается, что это была Биче, дочь Фолько Портинари) с момента первой встречи, когда Данте было девять лет, а ей восемь, и до смерти Беатриче в июне 1290. Стихи сопровождаются прозаическими вставками, объясняющими, как появилось то или иное стихотворение. В этом произведении Данте развивает теорию куртуазной любви к женщине, примиряя ее с христианской любовью к Богу. После смерти Беатриче Данте обратился к утешению философией и создал несколько аллегорических стихотворений во славу этой новой «дамы». За годы научных занятий значительно расширился и его литературный кругозор. Решающую роль в судьбе и дальнейшем творчестве Данте сыграло изгнание поэта из родной Флоренции.
В то время власть во Флоренции принадлежала партии гвельфов, раздираемой внутрипартийной борьбой между белыми гвельфами (выступавшими за независимость Флоренции от папы) и черными гвельфами (сторонниками папской власти). Симпатии Данте были на стороне белых гвельфов. В 1295–1296 он несколько раз призывался на государственную службу, включая участие в Совете Ста. В 1300 он в качестве посла ездил в Сан-Джиминьяно с призывом к гражданам города объединиться с Флоренцией против папы Бонифация VIII и в том же году был избран членом правительствующего совета приоров – эту должность он занимал с 15 июня по 15 августа. С апреля по сентябрь 1301 он вновь входил в Совет Ста. Осенью того же года Данте вошел в состав посольства, отправленного к папе Бонифацию в связи с нападением на Флоренцию принца Карла Валуа. В его отсутствие, 1 ноября 1301, с приходом Карла власть в городе перешла к черным гвельфам, а белые гвельфы подверглись репрессиям. В январе 1302 Данте узнал, что заочно приговорен к изгнанию по сфабрикованному обвинению во взяточничестве, должностных преступлениях и сопротивлении папе и Карлу Валуа, и уже не вернулся во Флоренцию.
В 1310 император Генрих VII вторгся в Италию с «миротворческой» целью. На это событие Данте, нашедший к тому времени временный приют в Казентино, откликнулся пылким письмом «К правителям и народам Италии», призывая поддержать Генриха. В другом письме, озаглавленном «Флорентиец Данте Алигьери, несправедливо изгнанный, негоднейшим флорентийцам, оставшимся в городе», он осудил сопротивление, оказанное Флоренцией императору. Вероятно, в это же время он написал трактат «О монархии» (1312–1313). Однако в августе 1313, после неудачной трехлетней кампании, Генрих VII внезапно скончался в Буонконвенто. В 1314 после смерти папы Климента V во Франции Данте выступил еще с одним письмом, адресованным конклаву итальянских кардиналов в городе Карпентра, в котором призывал их избрать папой итальянца и вернуть папский престол из Авиньона в Рим.
На некоторое время Данте нашел убежище у правителя Вероны Кан Гранде делла Скала, которому посвятил заключительную часть «Божественной Комедии» – «Рай». Последние годы жизни поэт провел под покровительством Гвидо да Полента в Равенне, где скончался в сентябре 1321, завершив незадолго до смерти «Божественную Комедию».
Лишь часть ранних стихотворений Данте вошла в «Новую жизнь». Помимо них он написал несколько аллегорических канцон, которые, вероятно, намеревался включить в Пир, а также множество лирических стихотворений. Впоследствии все эти стихотворения были изданы под заглавием «Стихи», или «Канцоньере», хотя сам Данте не составлял такого сборника. Сюда же следует отнести шутливо-бранные сонеты (тенцоны), которыми Данте обменивался со своим другом Форезе Донати.
По утверждению самого Данте, трактат «Пир» (1304–1307) он написал, чтобы заявить о себе как о поэте, перешедшем от воспевания куртуазной любви к философской тематике. Предполагалось, что в «Пир» войдут четырнадцать поэм (канцон), каждая из которых будет снабжена обширной глоссой, толкующей ее аллегорическое и философское значение. Однако, написав толкования к трем канцонам, Данте оставил работу над трактатом. В первой книге Пира, служащей прологом, он горячо отстаивает право итальянского языка быть языком литературы. Трактат на латинском языке «О народном красноречии» (1304–1307) тоже не был закончен: Данте написал лишь первую книгу и часть второй. В нем Данте говорит об итальянском языке как средстве поэтического выражения, излагает свою теорию языка и выражает надежду на создание в Италии нового литературного языка, который встал бы над диалектальными различиями и был бы достоин называться великой поэзией.
В трех книгах тщательно обоснованного исследования «О монархии» (1312–1313) Данте стремится доказать истинность следующих утверждений: 1) лишь под властью вселенского монарха человечество может придти к мирному существованию и исполнить свое предназначение; 2) Господь избрал римский народ, чтобы тот правил миром (следовательно, этим монархом должен быть император Священной Римской империи); 3) император и папа получают власть непосредственно от Бога (следовательно, первый не подчинен второму). Эти взгляды высказывались и до Данте, но он привнес в них пылкость убеждения. Церковь немедленно осудила трактат и, согласно Боккаччо, приговорила книгу к сожжению.
В последние два года жизни Данте написал латинским гекзаметром две эклоги. Это был ответ профессору поэзии Болонского университета Джованни дель Вирджилио, который убеждал его писать на латыни и приехать в Болонью для увенчания лавровым венком. Исследование «Вопрос о воде и земле», посвященное вызывавшему множество споров вопросу о соотношении воды и суши на поверхности Земли, Данте, возможно, публично читал в Вероне. Из писем Данте подлинными признаются одиннадцать, все на латыни (некоторые упоминались).
Считается, что Данте принялся за «Божественную Комедию» около 1307, прервав работу над трактатами «Пир» и «О народном красноречии». В этом произведении он хотел представить двойное в дение общественно-политического устройства: с одной стороны, как божественно предустановленного, с другой – как достигшего невиданного разложения в современном ему обществе («нынешний мир сбился с пути» – «Чистилище», ХVI, 82). Основной темой «Божественной Комедии» можно назвать справедливость в этой жизни и в загробной, а также средства к ее восстановлению, отданные, по промыслу Божьему, в руки самого человека.
Свою поэму Данте назвал «Комедией», поскольку она имеет мрачное начало (Ад) и радостный конец (Рай и созерцание Божественной сущности), и, кроме того, написана простым стилем (в отличие от возвышенного стиля, присущего, в понимании Данте, трагедии), на народном языке, «каким говорят женщины». Эпитет «Божественная» в заглавии придуман не Данте, впервые он появился в издании, вышедшем в 1555 в Венеции.
Поэма состоит из ста песней приблизительно одинаковой длины (130–150 строк) и делится на три кантики – «Ад», «Чистилище» и «Рай», по тридцать три песни в каждой; первая песнь «Ада» служит прологом ко всей поэме. Размер «Божественной Комедии» – одиннадцатисложник, схема рифмовки, терцина, изобретена самим Данте, вкладывавшим в нее глубокий смысл. «Божественная Комедия» – непревзойденный пример искусства как подражания, за образец Данте берет все сущее, как материальное, так и духовное, сотворенное триединым Богом, наложившим на все отпечаток своей троичности. Поэтому в основе структуры поэмы лежит число три, а удивительная симметричность ее строения коренится в подражании мере и порядку, которые Господь придал всем вещам.
В письме к Кан Гранде Данте объясняет, что его поэма многозначна, это аллегория наподобие Библии. Действительно, поэма имеет сложную аллегорическую структуру, и хотя повествование почти всегда может держаться на одном лишь буквальном смысле, это далеко не единственный уровень восприятия. Автор поэмы представлен в ней как человек, удостоившийся особой Божьей милости – совершить путешествие к Господу через три царства загробного мира, Ад, Чистилище и Рай. Это путешествие представлено в поэме как реальное, совершенное Данте во плоти и наяву, а не во сне или видении. В загробном мире поэт видит разнообразные состояния душ после смерти, в соответствии с воздаянием, определенным Господом.
Грехи, за которые карают в Аду, делятся на три основные категории: распущенность, насилие и ложь; это три греховные наклонности, проистекающие из греха Адама. Этические принципы, на которых построен Дантов Ад, как и в целом его видение мира и человека, представляют собой сплав христианской теологии и языческой этики на основе «Этики» Аристотеля. Взгляды Данте не оригинальны, они были распространены в эпоху, когда основные труды Аристотеля были вновь открыты и усердно изучались.
Пройдя через девять кругов Ада и центр Земли, Данте и его проводник Вергилий выходят на поверхность у подножия горы Чистилища, расположенной в южном полушарии, на противоположном от Иерусалима крае Земли. Схождение в Ад заняло у них ровно столько же времени, сколько прошло между положением Христа в гробницу и его воскресением, и начальные песни Чистилища изобилуют указаниями на то, каким образом действие поэмы перекликается с подвигом Христа, – еще один пример подражания у Данте, теперь в привычной форме imitatio Christi.
Восходя на гору Чистилища, где на семи уступах искупаются семь смертных грехов, Данте очищается сам и, достигнув вершины, оказывается в земном Раю. Таким образом, восхождение на гору – это «возвращение в Эдем», обретение утерянного Рая. С этого момента проводником Данте становится Беатриче. Ее появление является кульминацией всего путешествия, более того, поэт проводит подчеркнутую аналогию между приходом Беатриче и пришествием Христа – в истории, в душе и в конце времен. Здесь подражание христианской концепции истории как линейного поступательного движения, центр которого образует пришествие Христа.
С Беатриче Данте поднимается сквозь девять концентрических небесных сфер (согласно устройству неба в птолемеево-аристотелевской космологии), где обитают души праведных, к десятой – Эмпирею, обители Господа. Там Беатриче сменяет св. Бернард Клервоский, который показывает поэту святых и ангелов, вкушающих высшее блаженство: непосредственное созерцание Господа, утоляющее все желания.
Несмотря на такое разнообразие посмертных судеб, можно выделить один принцип, действующий на протяжении всей поэмы: воздаяние соответствует природе греха или добродетели, присущих человеку при жизни. Особенно четко это прослеживается в Аду (зачинщики раздора и схизматики рассечены там надвое). В Чистилище очищение души подчиняется несколько иному, «исправляющему» принципу (глаза завистников накрепко зашиты). В Раю души праведных появляются сначала на том небе, или небесной сфере, которое лучше символизирует степень и природу их заслуг (души воителей обитают на Марсе).
В структуре «Божественной Комедии» можно выделить два измерения: загробная жизнь как таковая и путешествие по ней Данте, обогащающее поэму новым глубинным смыслом и несущее основную аллегорическую нагрузку. Теология в дни Данте, как и раньше, считала, что мистическое путешествие к Богу возможно и при жизни человека, если Господь по милости своей подарит ему эту возможность. Данте строит свое путешествие по загробному миру так, чтобы оно символически отражало «путешествие» души в мире земном. При этом он следует образцам, уже выработанным в современной ему теологии. В частности, считалось, что на пути к Богу разум проходит три стадии, ведомый тремя различными видами света: Светом Естественного Разума, Светом Милости и Светом Славы. Именно эту роль играют в «Божественной Комедии» три проводника Данте.
Христианская концепция времени заложена не только в центре поэмы: все ее действие вплоть до появления Беатриче призвано отразить то, что Данте понимал как путь искупления, предначертанный Господом для человечества после грехопадения. Это же понимание истории встречалось у Данте в трактате «О монархии» и высказывалось христианскими историками и поэтами (например, Орсисием и Пруденцием) еще за тысячу лет до Данте. Согласно этой концепции, Господь избрал римский народ для того, чтобы тот вел человечество к справедливости, в чем он и достиг совершенства при императоре Августе. Именно в это время, когда на всей земле, впервые после грехопадения, царили мир и справедливость, Господь пожелал вочеловечить и послать к людям своего возлюбленного сына. С появлением Христа, таким образом, завершается движение человечества к справедливости. Нетрудно проследить аллегорическое отражение этой концепции в «Божественной Комедии». Как римляне при Августе вели род людской к справедливости, так Вергилий на вершине горы Чистилища приводит Данте к обретению внутреннего чувства справедливости и, прощаясь, обращается к поэту, как к императору на коронации: «Я над самим тобою тебя венчаю митрой и венцом». Теперь, когда в душе Данте, как некогда в мире, воцарилась справедливость, появляется Беатриче, и ее приход является отражением пришествия Христа, как оно было, есть и будет. Так путь, пройденный душой индивидума, достигающей справедливости, а затем – очищающей благодати, символически повторяет путь искупления, пройденный человечеством в ходе истории.
Эта аллегория «Божественной Комедии» совершенно очевидно рассчитана на читателя-христианина, которого заинтересует как описание загробной жизни, так и путешествие Данте к Богу. Но изображение земной жизни у Данте не становится от этого призрачным и бесплотным. В поэме дана целая галерея живых и ярких портретов, а чувство значимости земной жизни, единства «того» и «этого» мира выражено в ней твердо и недвусмысленно.
Аджман, 1972, Парнас
Аджман, 1972, Данте
Антигуа, 2000, Беатриче
Аргентина, 1965, Памятник Данте во Флоренции
Болгария, 1998, Данте и Вергилий, или Ладья Данте
Ватикан, 1965, Данте Алигьери
Ватикан, 1965, Ад
Ватикан, 1965, Чистилище
Ватикан, 1965, Рай
Ватикан, 2009, «Диспут»
Ватикан, 2009, Данте и Вергилий
Гватемала, 1969, Данте Алигьери
Гватемала, 1969, Данте Алигьери
Гватемала, 1969, Данте Алигьери
Гватемала, 1969, Данте Алигьери
Гватемала, 1969, Данте Алигьери
Гвинея, 2002, Данте и Вергилий, или Ладья Данте
ГДР, 1965, Данте Алигьери
Гренада (Гренадины), 2000, Данте Алигьери
Италия, 1921, Орел и «Божественная комедия»
Италия, 1921, Италия с «Божественной комедией»
Италия, 1921, Данте в лавровом венке
Италия, 1932, Данте Алигьери
Италия, 1933, Данте Алигьери
Италия, 1938, Данте Алигьери
Италия, 1938, Данте Алигьери
Италия, 1938, Данте Алигьери
Италия, 1945, Данте Алигьери
Италия, 1965, Ад
Италия, 1965, Чистилище
Италия, 1965, Рай
Италия, 1965, Бюст Данте
Италия, 1972, Титульный лист
Италия, 1972, Титульный лист
Италия, 1972, Титульный лист
Италия, 1990, Бюст Данте, глобус, книга
Италия, 2009, Гете и Данте
Италия, 2009, Данте и Вергилий
Италия, 2011, Марка и штемпеля с Данте
Итальянские колонии, 1932, Данте Алигьери
Камбоджа, 1983, Данте, Гомер и Вергилий
Мальдивские острова, 1969, Мыслитель
Мальта, 1965, Данте Алигьери
Мальта, 1965, Данте Алигьери
Мальта, 1965, Данте Алигьери
Мексика, 1965, Данте Алигьери
Монако, 1966, Портрет Данте
Монако, 1966, Данте в сумрачном лесу
Монако, 1966, Вергилий и Данте в аду
Монако, 1966, Чистилище
Монако, 1966, Рай
Монако, 2009, Никколо Макиавелли
Монако, 2009, Джованни Бокаччо
Монако, 2009, Франческо Петрарка
Панама, 1966, Данте
Панама, 1966, Данте
Парагвай, 1966, Данте, встреча с Беатриче
Парагвай, 1966, Гете и его дом в Веймаре
Парагвай, 1966, Данте, Шекспир, Гете, Мольер
Парагвай, 1966, Данте, встреча с Беатриче
Парагвай, 1966, Данте, Шекспир, Гете, Мольер
Румыния, 1965, Данте Алигьери
Сан-Марино, 1965, Данте Алигьери
Сан-Марино, 1965, Ад
Сан-Марино, 1965, Чистилище
Сан-Марино, 1965, Рай
Сан-Марино, 2009, Данте и Вергилий
Сан-Томе и Принсипи, 1983, Спор о таинстве причастия (Диспут)
СССР, 1965, Данте Алигьери
США, 1965, Данте
Сьерра-Леоне, 1993, Данте и Вергилий, или Ладья Данте
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Три чудовища
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Папа Целестин V
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Паоло и Франческа
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Цербер
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Данте и Вергилий
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Фарината дельи Уберти
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Могила папы Анастасия II
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Кентавры
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Пьер делла Винья
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Данте, Вергилий и Брунетто
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Дати Бонтуро
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Каиафа
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Данте и Вергилий
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Братья дельи Альберти
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Ноги Люцифера
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Данте, Вергилий и Катон
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Ангел
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Манфред
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Белаква
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Сорделло
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Данте, Вергилий и Висконти
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Божий дух
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Лия
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Эвноя
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Данте и Беатриче
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Устройство рая
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Эмпирей
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Юстиниан
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Раава
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Святой Франциск
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Каччагвида
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Птица душ
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Сатурн
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Иисус Христос
Умм-эль-Кайвайн, 1972, Святой Петр
Уругвай, 1966, Медаль с портретом Данте
ФРГ, 1971, Данте Алигьери
Фуджайра, 1972, Мыслитель
Чад, 1999, Мыслитель
Эгейские острова, 1932, Данте Алигьери
Эквадор, 1966, Мечта Данте
Эквадор, 1966, Встреча Данте и Беатриче
Эквадор, 1966, Данте Алигьери
Эквадор, 1966, Данте Алигьери
Эквадор, 1966, Данте Алигьери
Ватикан, 1965.05.18, Ватикан. Юбилей Данте
Ватикан, 2009.10.21, Ватикан. Данте
ГДР, 1965.04.15, Берлин. Данте
Италия, 1990.05.12, Рим. Портрет Данте, глобус, книга
Италия, 2009.10.21, Рим. Данте и Вергилий
Италия, 2011.11.18, Рим. Марка и штемпеля с Данте
Мексика, 1965.11.23, Мехико. Данте Алигьери
Сан-Марино, 2009.10.21, Сан-Марино. Данте и Вергилий
ФРГ, 1971.09.03, Бонн. Данте Алигьери