Справочник «Сюжеты»
Петрарка (Petrarca) Франческо
(1304–1374)
Итальянский поэт, признанный литературный арбитр своего времени и предтеча европейского гуманистического движения.
Родился 20 июля 1304 в Ареццо, куда в связи с политическими волнениями бежал его отец, флорентийский нотариус. Спустя семь месяцев мать увезла Франческо в Анчизу, где они оставались до 1311. В начале 1312 вся семья переехала в Авиньон (Франция). После четырех лет занятий с частным учителем Франческо отдали в юридическую школу в Монпелье. В 1320 вместе с братом он отправился в Болонью продолжить изучение юриспруденции. В апреле 1326, после смерти отца, оба брата вернулись в Авиньон. К тому времени Петрарка уже выказывал несомненную склонность к литературным занятиям.
В 1327, в Страстную Пятницу, в авиньонской церкви он встретил и полюбил девушку по имени Лаура – больше о ней ничего не известно. Именно она вдохновила Петрарку на лучшие его стихи. Чтобы зарабатывать на жизнь, Петрарка решил принять сан. Он был рукоположен, но вряд ли когда-либо совершал богослужения. В 1330 он поступил капелланом к кардиналу Джованни Колонна, в 1335 получил первый бенефиций.
В 1337 Петрарка приобрел небольшое имение в Воклюзе, долине близ Авиньона. Там он начал два произведения на латыни – эпическую поэму «Африка» о победителе Ганнибала Сципионе Африканском и книгу «О славных мужах» – свод биографий выдающихся людей античности. Тогда же начал писать лирические стихи на итальянском языке, стихи и письма на латыни, принялся за комедию «Филология», ныне утраченную. К 1340 литературная деятельность Петрарки, его связи с папским двором и дальние путешествия стяжали ему европейскую славу. 8 апреля 1341 по решению римского сената он был увенчан лаврами поэта-лауреата.
1342–1343 Петрарка провел в Воклюзе, где продолжил работу над эпической поэмой и биографиями, а также, по образцу «Исповеди» св. Августина, написал книгу-исповедь «Моя тайна» в форме трех диалогов между св. Августином и Петраркой перед судом Истины. Тогда же написаны или начаты «Покаянные псалмы»; «О достопамятных событиях» – трактат об основных добродетелях в форме сборника анекдотов и биографий; дидактические поэмы «Триумф Любви» и «Триумф Целомудрия», написанные терцинами; и первая редакция книги лирических стихов на итальянском языке – Канцоньере.
К концу 1343 Петрарка отправился в Парму, где пробыл до начала 1345. В Парме он продолжил работу над «Африкой» и трактатом «О достопамятных событиях». Оба произведения он не закончил и, похоже, больше к ним не возвращался. В конце 1345 Петрарка вновь приехал в Воклюз. Летом 1347 он с энтузиазмом встретил восстание, поднятое в Риме Колой ди Риенцо (впоследствии подавленное). За этот период он написал восемь из двенадцати аллегорических эклог «Буколических песен», (1346–1357), два прозаических трактата: «Об уединенной жизни» (1346) и «О монашеском досуге» (1347) – о благотворном влиянии уединенной жизни и праздности на творческий ум, а также принялся за вторую редакцию «Канцоньере».
Возможно, именно симпатии к восстанию Колы ди Риенцо побудили Петрарку предпринять в 1347 путешествие в Италию. Однако его желание присоединиться к восстанию в Риме угасло, как только он узнал о совершенных Колой жестокостях. Он снова остановился в Парме. В 1348 чума унесла жизни кардинала Колонны и Лауры. В 1350 Петрарка познакомился и подружился с Джованни Боккаччо и Франческо Нелли. За время пребывания в Италии он написал еще четыре эклоги и поэму «Триумф Смерти», приступил к поэме «Триумф Славы», а также начал «Стихотворные послания» и письма в прозе.
Годы 1351–1353 Петрарка провел по преимуществу в Воклюзе, уделяя особое внимание общественной жизни, особенно положению дел при папском дворе. Тогда же он написал «Инвективы против врачей», критикуя методы лечащих врачей папы. Большая часть писем, написанных в этот период и критикующих обстановку в Авиньоне, позднее были собраны в книгу «Без адреса».
В 1353 Петрарка по приглашению архиепископа Милана, Джованни Висконти, поселился в Милане, где исполнял обязанности секретаря, оратора и эмиссара. Тогда же он закончил «Буколические песни» и сборник «Без адреса»; начал пространное сочинение «О средствах против всякой фортуны», куда в конечном итоге вошло более 250 диалогов о том, как совладать с удачей и неудачей; написал «Путь в Сирию» – путеводитель для паломников в Святую Землю. В 1361 Петрарка покинул Милан, спасаясь от свирепствовавшей там чумы. Год он провел в Падуе, по приглашению семьи Каррара, где закончил работу над сборником «Стихотворные послания», а также сборником «Письма о делах частной жизни», куда вошли 350 писем на латыни. Тогда же Петрарка начал еще один сборник – «Старческие письма», куда в конечном итоге вошли 125 писем, написанных между 1361 и 1374 и разбитых на 17 книг.
В 1362 Петрарка, по-прежнему спасаясь от чумы, бежал в Венецию. В 1366 группа молодых последователей Аристотеля выступила с нападками на Петрарку. Он ответил едкой инвективой «О невежестве собственном и других людей».
В 1370 Петрарка купил скромную виллу в Арква, на Евганейских холмах. В 1372 военные действия между Падуей и Венецией заставили его укрыться на время в Падуе. После поражения Падуи он вместе с ее правителем отправился в Венецию вести мирные переговоры. В последние семь лет жизни Петрарака продолжал совершенствовать «Канцоньере» и работал над «Триумфами», куда в окончательной редакции вошло шесть последовательных «триумфов»: Любви, Целомудрия, Смерти, Славы, Времени и Вечности. Умер Петрарка в Арква 19 июля 1374.
Петрарка подверг ревизии культурное наследие античности, тщательно анализируя тексты античных писателей и восстанавливая их первоначальный вид. Сам он ощущал себя стоящим на стыке двух эпох. Свой век он считал упадочным и порочным, однако не мог не усвоить некоторых его пристрастий. Таковы, например, предпочтение учений Платона и св. Августина аристотелевскому и томистскому, отказ Петрарки признать светскую поэзию и активную жизнь препятствием на пути к христианскому спасению, взгляд на поэзию как на высочайший вид искусства и познания, понимание добродетелей как общего знаменателя античной и христианской культуры и, наконец, страстное желание вернуть Риму положение центра цивилизованного мира.
Петрарку мучил глубокий внутренний конфликт, вызванный столкновением его убеждений и чаяний с требованиями, предъявляемыми к христианину. Именно ему поэзия Петрарки обязана своими высочайшими взлетами. Непосредственными же источниками вдохновения стали безответная любовь к Лауре и преклонение перед доблестью и добродетелями древних, воплощенными главным образом в фигуре Сципиона Африканского Старшего. Петрарка считал «Африку» главным своим достижением, однако его «нерукотворным памятником» стали «Канцоньере» – 366 разнообразных итальянских стихов, в основном посвященных Лауре.
Восхищаясь античными авторами, Петрарка выработал латинский стиль, который был намного совершеннее латыни того времени. Сочинениям на итальянском языке он не придавал значения. Возможно, поэтому некоторые стихи в «Канцоньере» обладают сугубо формальными достоинствами : в них он увлекается игрой слов, разительными контрастами и натянутыми метафорами. К сожалению, именно эти черты охотнее всего переняли подражатели Петрарки. В том или ином виде петраркизм проявился в большинстве европейских стран. Достигнув пика в XVI веке, он периодически возрождался вплоть до недавнего времени.
Аджман, 1972, Парнас
Ватикан, 2004, Франческо Петрарка
ГДР, 1981, Миниатюра из издания Петрарки
Италия, 1932, Франческо Петрарка
Италия, 1974, Франческо Петрарка
Италия, 1974, Петрарка перед пюпитром
Италия, 2004, Франческо Петрарка
Итальянские колонии, 1932, Франческо Петрарка
Камбоджа, 1983, Группа поэтов
Колумбия, 2006, Петрарка
Молдавия, 2007, Франческо Петрарка
Монако, 2009, Франческо Петрарка
Сан-Марино, 2004, Франческо Петрарка
Франция, 1956, Франческо Петрарка
Чехия, 2004, Петрарка
Эгейские острова, 1932, Франческо Петрарка
Италия, 1974.07.19, Ареззо. Портрет Петрарки
Италия, 2004.03.18, Аркуа'Петрарка. Портрет Петрарки
Сан-Марино, 2004.08.20, Сан Марино. Петрарка
Франция, 1956.11.10, Фонтайн де Воклу. Петрарка
Франция, 2004.06.16, Фонтейн де Воклу. Петрарка