Справочник «Сюжеты»
Ронсар (Ronsard) Пьер де
(1524–1585)
Поэт французского Возрождения. Отказавшись от средневековой традиции и избрав образцом для подражания классическую литературу Греции и Рима, он оказал решающее влияние на развитие французской поэзии двух последующих столетий.
Родился 11 сентября 1524 в замке Ла-Поссоньер, в долине реки Луары (провинция Вандомуа). Пройдя курс обучения в Наваррском коллеже, стал пажом сыновей, а затем сестры короля Франциска I. В качестве секретаря Лазара де Баифа, одного из крупнейших гуманистов своего времени, видного дипломата и отца Антуана де Баифа, Ронсар посетил Шотландию, Англию и эльзасский город Хагенау. Во время последнего путешествия он познакомился со многими знаменитыми учеными, но одновременно перенес тяжелую болезнь, следствием которой стала глухота. Поскольку дипломатическая и военная карьера отныне были для него закрыты, он целиком посвятил себя изучению классиков и поэзии.
Вместе с другими молодыми дворянами, столь же влюбленными в науку, Ронсар поступил в парижский коллеж Кокре, где его наставником стал Дора. Все поэты Плеяды отличались необыкновенным рвением и страстью к учебе. В 1650 Ронсар был возведен в ранг придворного поэта. После смерти Карла IX он жил в аббатствах Круаваль в Вандомуа и Сен-Ком в Турени. Умер Ронсар в Сен-Ком-сюр-Луар 27 декабря 1585.
Творчество Ронсара неравноценно. Аффектированные и искусственные «Оды» (1550–1553) были явным подражанием Пиндару и Горацию. Так и не завершенная эпическая поэма «Франсиада» (1572) оказалась неудачной. Настоящую славу принесла Ронсару лирика – сборники «Любовные стихотворения» (1552), «Продолжение любовных стихотворений» (1555) и «Сонеты к Елене» (1578). В любовной поэзии Ронсара доминируют темы стремительно бегущего времени, увядания цветов и прощания с юностью, получает дальнейшее развитие горациевский мотив «carpe diem» («лови мгновение»). Ронсар является также великим певцом природы – рек, лесов, водопадов. В «Рассуждениях о бедствиях нашего времени» (ок. 1562), созданных в период религиозных войн, Ронсар проявил себя мастером политической сатиры и поэтом патриотического склада. Ему принадлежит также множество стихов «по случаю». Известность его достигла Германии, Голландии, Италии, Швеции и Польши. Ему подражали или испытали его влияние многие английские поэты – Уайет, Сидни, Херрик, Спенсер и Шекспир.
Возродив восьмисложный и десятисложный стих, Ронсар вдохнул новую жизнь в почти не известный Средним векам александрийский, или двенадцатисложный, стих, развил его и придал ему большую звучность. Благодаря Ронсару французская поэзия обрела музыкальность, гармонию, разнообразие, глубину и масштаб. Он ввел в нее темы природы, чувственной и одновременно платонической любви, полностью обновил ее содержание, форму, пафос и словарный запас, поэтому его с полным правом можно считать основателем лирической поэзии во Франции.
Монако, 1974, Портрет Ронсара, «Сонет к Елене»
Уоллис и Футуна, 1985, Портрет Ронсара, муза
Франция, 1924, Пьер Ронсар
Уоллис и Футуна, 1985.09.16, Сигаве. Пьер де Ронсар
Франция, 1964/1966, Луар и Шер. Земля Ронсара
Франция, 1979/1989, Монтуар-сюр-ле-Луар. Страна Ронсара
Франция, 1985.05.25, Тур. Портрет Ронсара, роза
Франция, 1985.07.08, Сюржер. Сонеты к Елене
Франция, 2004, Монтуар-сюр-ле-Луар. Страна Ронсара
Франция, 2006, Пьер Ронсар