Справочник «Сюжеты»
Шатобриан (Chateaubriand) Франсуа Рене де
(1768—1848)
Французский писатель и политический деятель. Учился в коллежах Доля и Ренна. В 1786 поступил на военную службу, при дворе сблизился с оппозиционно настроенными писателями. Революция, ненавистная этому роялисту, и уничтожившая его полк, побудила его исполнить заветную мечту — отправиться в Америку. Он пробыл там недолго, но успел видеть многое. В 1792 возвратившись в Европу, он эмигрировал, вступил в армию эмигрантов и был ранен при осаде Тионвилля; больной и измученный, перебрался в Англию, где вел тяжкую борьбу за существование, голодая и перебиваясь уроками. Привлечённый Наполеоном Бонапартом к дипломатической деятельности, в 1803 отправился в Рим секретарем посольства, затем посланником в швейцарский кантон Валлис; после казни герцога Энгиенского и провозглашения Франции империей (1804) подал в отставку. В 1814, еще до отречения Наполеона, Шатобриан издал брошюру «De Buonaparte, des Bourbons et de la necessite de nous rallier a nos princes legitimes pour le bonheur de la France et de l’Europe» — памфлет, по заявлению Людовика XVIII стоивший целой армии для дела реставрации. В 1815 последовал за королем в Гент и временно был министром внутренних дел. В 1821 назначен послом в Берлин, затем в Лондон; в 1822 был представителем Франции на веронском конгрессе. В 1823, будучи министром иностранных дел, настоял на объявлении войны Испании. В 1828 назначен послом в Рим, но вышел в отставку, когда сформировалось министерство Полиньяка. Его надменный и приподнятый легитимизм не мог примириться с Июльской монархией; после революции 1830, которую он предсказал, он отказался от звания пэра и отошёл от политической деятельности. Литературное наследие Шатобриана. составило основной фонд консервативного романтизма. Уже в заметках «Путешествие в Америку» (опубликованы в 1827) наметилось разочарование Шатобриана в концепции «естественного человека». «Опыт о революциях» (1797) знаменует дальнейший отход Шатобриана от материалистических и атеистических традиций Просвещения: тяга человека к абсолютной полноте бытия оборачивается торжеством стихийных, разрушительных сил. Этому гибельному кругу иррациональных стремлений человека Шатобриан противопоставляет романтический идеал творческой индивидуальности, в общении с природой обретающей гармонию и душевное равновесие. Эгоистической активности индивида Шатобриан противопоставляет религиозное воодушевление («Гений христианства», 1802). В повести «Рене, или Следствия страстей» (1802) впервые во французской литературе выведен образ романтического героя-страдальца. «Мученики» (1809), «христианская эпопея», задуманная как литературная иллюстрация основных теоретических положений «Гения христианства», воспевает первых христиан. Итог своим художественным и философским исканиям Шатобриан подвёл в мемуарах «Замогильные записки» (написаны в 1811—1833, опубликованы в 1848—1850). Ему принадлежат многочисленные статьи по вопросам истории, литературы и политики.
Гвинея, 2011, Шатобриан, «Сильфида»
Монако, 1968, Портрет Шатобриана
Монако, 1968, «Гений христианства»
Монако, 1968, «Рене, или следствия страстей»
Монако, 1968, «Замогильные записки»
Монако, 1968, «Мученики»
Монако, 1968, «Атала, или любовь двух дикарей»
Сен-Пьер и Микелон, 1968, Шатобриан, корабль
Франция, 1948, Портрет Шатобриана
Фуджайра, 1972, Портрет Шатобриана
Фуджайра, 1972, Шатобриан
Франция, 1948.07.18, Сен-Мало. Герб Шатобриана
Франция, 1952.04.20, Савиньи-сен-Ор. Выставка Шатобриана
Франция, 1968.07—08, Сан-Мало. Шатобриан
Франция, 1986.04.08, Париж. Шатобриан
Франция, 1986.06.18, Комбург. Замок Шатобриана
Франция, 1987.06.26, Комбург. Замок Шатобриана
Франция, 1990/2006, Шатне-Малабри. Шатобриан
Франция, 1998, Сан-Мало. Шатобриан
Франция, 1998.06.08, Фоугерс. Шатобриан
Франция, 1998.07.04, Сан-Мало. Могила Шатобриана
Франция, 1998.07—09, Ренне. Шатобриан
Франция, 1998.08.18, Комбург. Замок Шатобриана
Франция, 1998.09.26, Сан-Мало. Шатобриан
Франция, 1999/2000, Парам. Шатобриан
Франция, 2006, Шатне-Малабри. замок Шатобриана