Справочник «Сюжеты»
Пруст (Proust) Марсель
(1871–1922)
Французский писатель. Родился в Париже 10 июля 1871. Его отец был известным врачом и занимал важный пост в министерстве здравоохранения. Мать принадлежала к богатой еврейской семье родом из Эльзаса-Лотарингии, была начитанна, чувствительна, умна и оказала большое влияние на сына. Детские годы Пруст провел в Париже, уезжая на каникулы в городок Иллье (в романе В поисках утраченного времени назван Комбре), недалеко от Шартра.
В возрасте девяти лет у Пруста обнаружилась астма, от которой он страдал всю жизнь; в конечном счете она стала и причиной его смерти. Болезнь, вызванная отчасти причинами психосоматического характера, часто обострялась и сопровождалась страхами, бессонницей, расстройством пищеварения и чрезмерной чувствительностью. Мать любовно выхаживала сына, и Пруст, подобно своему персонажу Марселю, с которым у него много общего, наслаждался тревогой близких и возможностью нарушать правила строгой дисциплины, установленные отцом для воспитания детей. С одиннадцати и до восемнадцати лет Марсель посещал парижский лицей Кондорсе, где добился блестящих успехов в литературе и философии. Школьные товарищи его недолюбливали за женственность и изысканные манеры. Он восторгался французскими классиками, Мишле и поэтами-парнасцами; позднее увлекся творчеством Франса, Ренана, Бодлера и, в меньшей степени, поэтов-символистов. Он переводил небольшие работы Рёскина, хотя его английский всегда оставлял желать лучшего, читал Джордж Элиот по-французски, а в последние годы стал поклонником Достоевского. Он почти ничего не знал о жизни в других странах, и совместная с матерью поездка в Венецию стала одним из немногих приключений в его жизни завзятого домоседа.
В 1890, исполняя желание родителей, Пруст стал слушателем парижской Школы правоведов и Института политических наук. Но сердце его принадлежало литературе, и он проводил много времени в светском обществе, где встречался с эстетами, рафинированными музыкантами и дамами, царившими в парижских салонах.
Пруст писал журнальную эссеистику и бесконфликтные рассказы. Они были опубликованы в сборнике «Утехи и дни» в 1896. Блестящие стилизации любимых и вместе с тем беспощадно пародируемых прозаиков были изданы в 1919 под названием «Подражания и прочие мелочи». Он пробовал себя в критике, превознося достоинства Бальзака и обвиняя Сент-Бёва в косности, из-за чего тот не мог понять своих современников. Неровный роман «Жан Сантей», его ученический опыт, созданный между 1896 и 1900, был опубликован в 1952.
Замысел и неторопливое воплощение в жизнь художественной саги Пруста относятся к годам, последовавшим за смертью его матери в 1905. Здоровье писателя ухудшилось – не в последнюю очередь из-за прискорбных привычек: ночами он бодрствовал, спал днем, принимал множество лекарств и постоянно жаловался на усталость, хотя продолжал непрерывно работать над романом. Немногие друзья, которых он принимал, считали его ипохондриком. Он превратился в законченного пессимиста: ему казались фальшивыми все чувства, и особенно любовь, которая неизбежно приносит разочарование, поскольку любящий идеализирует любимое существо и не способен к трезвой оценке.
Пруст сменил несколько квартир в Париже. Он жил в своей легендарной комнате с пробковыми стенами, наглухо закрытой для внешних запахов и шума. Время от времени он посещал нормандский городок Кабур (названный в романе Бальбеком) или шел полюбоваться скульптурами и архитектурой какой-нибудь старой церкви. Когда в 1912–1913 была завершена первая часть его огромной прозаической симфонии, он не нашел для нее издателя. Даже лучшие критики, озадаченные длинными предложениями и усложненным поэтическим стилем, не сумели принять новый взгляд на мир, требовавший новых выразительных средств. В 1913 Прусту удалось опубликовать роман «По направлению к Свану».
Когда в 1918 появилась вторая часть, «Под сенью девушек в цвету», настроения публики переменились. Пруст получил престижную Гонкуровскую премию, которая способствовала последующему успеху его книг. Он покончил с затворничеством, стал принимать немногих восторженных поклонников, нашел время для публикации нескольких небольших эссе, продолжая работать над разрастающимся романом. Третья часть, «У Германтов», оказалась настолько длинной, что была издана двумя выпусками, первый вышел в 1920. Критики встретили роман благосклонно, однако отметили несовершенство архитектоники. Раздраженный автор дал понять, что в законченном виде пятнадцатитомный роман представит столь же выверенную конструкцию, как готический собор. В 1921 второй том «У Германтов» появился одновременно с книгой, где Пруст предпринял необычайно смелую попытку фронтальной атаки на общественные предрассудки – два тома под названием «Содом и Гоморра», опубликованные в 1921 и 1922, составляют четвертую и пятую части романа.
На исходе лета 1922 Пруст сильно простудился; практически отказавшись от еды, он пил холодное пиво в качестве средства против астмы. 18 ноября, ближе к вечеру, он скончался. Три части главного труда его жизни, просмотренные им лишь частично, были опубликованы посмертно: «Пленница» – самое глубокое изображение ревности во всей мировой литературе; «Беглянка» – слабейшая часть романа; и «Обретенное время» – эстетическое завещание Пруста, величественное и печальное откровение, проясняющее психологическую основу романа и творческое кредо автора.
Никарагуа, 1995, Марсель Пруст
Португалия, 2000, Писатели
Франция, 1966, Марсель Пруст
Франция, 1952, Иллье. Комбре Марселя Пруста
Франция, 1958/1960, Иллье. Комбре Марселя Пруста
Франция, 1966.02.12, Иллье. Пруст
Франция, 1966.02.12, Париж. Марсель Пруст
Франция, 1970, Иллье. Комбре Марселя Пруста
Франция, 1991, Шартр. Пруст и художники
Франция, 1998/2004, Иллье-Комбре. Марсель Пруст и Джон Раскин