Справочник «Сюжеты»
Золя (Zola) Эмиль
(1840–1902)
Французский писатель. Родился 2 апреля 1840 в Париже, в итало-французской семье: итальянцем был отец, инженер-строитель. Детские и школьные годы Эмиль провел в Экс-ан-Провансе, где одним из его ближайших друзей был художник Сезанн. Ему было неполных семь лет, когда отец скончался, оставив семью в бедственном положении. В 1858, рассчитывая на помощь друзей покойного мужа, г-жа Золя переехала с сыном в Париж.
В начале 1862 Эмиль сумел найти место в издательстве «Ашет». Проработав около четырех лет, он уволился в надежде обеспечить свое существование литературным трудом. В 1865 Золя опубликовал первый роман – жесткую, слабо завуалированную автобиографию «Исповедь Клода» (1865). Книга доставила ему скандальную известность, которую еще более умножила горячая защита живописи Мане в его обзоре художественной выставки 1866.
Примерно в 1868 у Золя возник замысел серии романов, посвященных одной семье (Ругон-Маккаров), судьба которой исследуется на протяжении четырех-пяти поколений. Разнообразие романных сюжетов давало возможность показать многие стороны французской жизни в период Второй империи. Первые книги серии не вызвали большого интереса, зато седьмой том, «Западня» (1877), снискал большой успех и принес Золя как славу, так и богатство. Он приобрел дом в Медоне около Парижа и собрал вокруг себя молодых писателей (среди них были Гюисманс и Ги де Мопассан), образовавших недолговечную «натуралистическую школу».
Последующие романы серии были встречены с громадным интересом – их с одинаковым усердием поносили и превозносили. Двадцать томов цикла «Ругон-Маккары» представляют собой главное литературное достижение Золя, хотя необходимо отметить и написанную ранее «Терезу Ракен» (1867) – глубокое исследование чувства раскаяния, постигающего убийцу и его сообщницу. В последние годы жизни Золя создал еще два цикла: «Три города» (1894–1898) – «Лурд», «Рим», «Париж»; и «Четыре Евангелия» (1899–1902), оставшееся незаконченным (четвертый том написан не был).
Золя стал первым романистом, создавшим серию книг о членах одной семьи. Одной из причин, побудивших Золя избрать структуру цикла, было желание показать действие законов наследственности. Ругон-Маккары являются отпрысками слабоумной женщины, которая умирает в последнем томе серии, достигнув столетнего возраста и полностью лишившись рассудка. От ее детей – одного законного и двух незаконных – берут начало три ветви рода. Первая представлена процветающими Ругонами, члены этой семьи фигурируют в таких романах, как «Его превосходительство Эжен Ругон» (1876) – исследование политических махинаций в царствование Наполеона III; «Добыча» (1871) и «Деньги» (1891), где речь идет о спекуляциях земельной собственностью и ценными бумагами. Вторая ветвь рода – семейство Муре. Октав Муре, честолюбивый волокита в «Накипи» (1882), создает один из первых парижских универмагов на страницах «Дамского счастья» (1883), тогда как другие члены семьи ведут более чем скромную жизнь, подобно деревенскому священнику Сержу Муре в загадочном и поэтичном романе «Проступок аббата Муре» (1875). Представители третьей ветви, Маккары, отличаются крайней неуравновешенностью, поскольку их предок Антуан Маккар был алкоголиком. Члены этой семьи играют выдающуюся роль в самых сильных романах Золя – таких, как «Чрево Парижа» (1873), где воссоздана атмосфера центрального рынка столицы; «Западня», в которой суровыми тонами изображается жизнь парижских рабочих в 1860-е; «Нана» (1880), чья героиня, представительница третьего поколения Маккаров, становится проституткой и ее сексуальный магнетизм приводит в смятение высший свет; «Жерминаль» (1885), величайшее творение Золя, посвященное забастовке шахтеров на рудниках северной Франции; «Творчество» (1886), куда включены характеристики многих прославленных художников и литераторов эпохи; «Земля» (1887), повествование о крестьянской жизни; «Человек-зверь» (1890), где описывается жизнь железнодорожных рабочих, и, наконец, «Разгром» (1892), изображение франко-прусской войны и первый крупный военный роман во французской литературе.
Ко времени завершения цикла (1903) Золя пользовался всемирной известностью и, по общему мнению, был крупнейшим после Гюго писателем Франции. Тем более сенсационным было его вмешательство в дело Дрейфуса (1897–1898). Золя пришел к убеждению, что Альфред Дрейфус, офицер французского генерального штаба, еврей по национальности, в 1894 был несправедливо осужден за продажу военных секретов Германии. Разоблачение армейской верхушки, несущей главную ответственность за очевидную судебную ошибку, приняло форму открытого письма президенту республики с заголовком «Я обвиняю» (1898). Приговоренный за клевету к году тюремного заключения, Золя бежал в Англию и смог вернуться на родину в 1899, когда ситуация изменилась в пользу Дрейфуса.
28 сентября 1902 Золя скоропостижно умер в своей парижской квартире. Причиной смерти стало отравление угарным газом – «несчастный случай», скорее всего, подстроенный его политическими врагами.
Аден/Хадрамаут, 1967, Нана
Аджман, 1969, Нана
Гвинея, 2001, «Человек зверь»
Израиль, 1994, Дрейфус, Золя
Манама, 1969, Нана
Манама, 1972, Портрет Золя
Руанда, 1973, Портрет Золя
Уругвай, 1999, Эмиль Золя
Франция, 1967, Эмиль Золя
Франция, 2002, Эмиль Золя
Франция, 2003, Нана
Чехословакия, 1990, Эмиль Золя
Экваториальная Гвинея, 2003, Эмиль Золя
Франция, Нант, почтовое отделение Эмиль Золя
Франция, Реймс, почтовое отделение Эмиль Золя
Франция, 1967.02.04, Париж. Эмиль Золя
Франция, 1984/1985, Брюэ-сюр-л'Эско. Эмиль Золя
Франция, 2002.10.05, Медан. Дом Золя
Франция, 2002.10.05, Париж. Автограф Золя
Франция, 2003.08.30, Париж. Сцена
Франция, 1999, Колледж Эмиля Золя