Справочник «Сюжеты»
Уайдлер (Wilder) Торнтон Найвен
(1897—1975)
Американский писатель. Романист, драматург, эссеист. Классик мировой литературы XX века. В 1915, поступив в Оберлинский колледж (штат Огайо), начинает серьезно заниматься литературой (участвует в издании студенческого журнала, пишет мини-пьесы). С 1917 по 1920 (с перерывом на восемь месяцев армейской службы) учится в Йейльском университете. По окончании едет в Рим — результатом этой поздки становится впоследствии его первый роман «Каббала» (1926), роман-путешествие, герои которого — странники, пилигримы, люди, лишенные жизненного стержня, лишенные веры – во многом предвосхищали персонажей его более поздних произведений. В романе поразительно точно — хотя и с несомненной отстраненностью, словно сквозь призму времени — зафиксировано смятенное сознание обитателей «Старой Европы» в период между двумя мировыми войнами. А годом позже выходит повесть Уайлдера «Мост короля Людовика Святого», принесшая писателю и признание, и Пулитцеровскую премию (1928). Повесть, словно написанная под знаком Вечности, ощущением Рока, фатальной предопределенности всего, что случается с человеком в его земной жизни. Эта сопричастность к таинству Бытия особенно ощутима в пьесе Уайлдера «Наш городок» (1938), без сомнения, самой знаменитой его работе для театра, и одном из самых значительных произведений драматургического жанра, написанных в XX веке. Через месяц после ее премьеры Уайлдер получает свою вторую Пулитцеровскую премию. Быт — и бытие, конкретность — и остраненность, сиюминутное — и вечное, прошлое, настоящее и будущее — Уайлдер объединяет все это в единый и неделимый поток жизни, с грандиозной, подспудно ощущающейся «за словами» текста мистической силой. Еще более мистическим и, несомненно, самым зашифрованным произведением Уайлдера стал его роман «Мартовские иды» (1948): «переписка» персонажей древнеримской истории (знаменитых и давно канувших в Лету), своеобразная стилизация-мистификация, полная блистательно-отточенных суждений, виртуозно закрученных сюжетных поворотов, насыщенная размышлениями на «вечные темы»: о власти и поэзии; диктаторе и художнике; о Боге и вседозволенности; о морали и безнравственности. К мотиву судьбы Уайлдер возвращается в своем романе «День восьмой» (1967): эпическом полотне, в котором писатель вновь выстраивает «модель» человеческой жизни, только на этот раз «конструирует» ее на примере биографии своего соотечественника, без исторической и археологической «экзотики». Но из этой единичной судьбы Уайлдер создает свое понимание Истории, в которой отдельные судьбы и отдельные жизни сплетаются в единый «цельнотканный гобелен». «Лебединой песней» писателя стал роман «Теофил Норт» (1973), роман одновременно и «литературный», и философский, и авантюрный, и, в конечном итоге, несущий отчетливое автобиографическое начало. За свою долгую жизнь Уайлдер много путешествовал, в 1942—1945 служил в армии, демобилизовался в чине подполковника (его «военная» пьеса «На волоске от гибели» (1942) принесла писателю его третью Пулитцеровскую премию); выступал с лекциями во многих университетах США; написал комедию «Сваха» (1955), ставшую основой для знаменитого бродвейского мюзикла «Хелло, Долли!» (1964). Был удостоен Медали Свободы, присуждаемой Президентом США (1963), французского ордена Почетного Легиона (1951) и многих иных наград.
Антигуа, 1997, Кэрол Чаннинг в роли Долли
США, 1997, Торнтон Уайдлер