Справочник «Сюжеты»
Блейк (Blake) Уильям
(1757–1827)
Английский поэт, художник, философ. Родился 28 ноября 1757 в Лондоне. Сын торговца трикотажем. В десять лет поступил в школу рисования Парса. Примерно пятнадцати лет от роду был взят в ученичество к граверу; в 1779, поступил в школу при Королевской академии, где впервые выставил свою картину (1780). В 1784 женился на Кэтрин Баучер. В 1783 друзья Блейка оплатили публикацию «Поэтических набросков». Вскоре после этого он занялся торговлей гравюрами и эстампами совместно с Джоном Паркером, сотоварищем по ученичеству; партнерство длилось до 1787. В том году он потерял самого любимого из своих братьев – Роберта. В 1791 Блейк начал выпускать знаменитые ныне «иллюминированные книги» – отпечатанные в цвете с гравированных медных досок либо раскрашенные акварелью по одноцветным печатным контурам. Книги раскрашивались по вкусу покупателя и приносили Блейку скромный доход; до конца жизни он периодически изготавливал новые экземпляры.
Вплоть до тридцатилетия Блейка его работы были известны в сравнительно узком кругу. Он стал больше известен после того, как взялся иллюстрировать популярную в середине XVIII веке философскую поэму Юнга «Ночные размышления». Блейк быстро выполнил 537 акварельных рисунков; их следовало выгравировать и отпечатать на больших листах как обрамление текста поэмы. В 1797 была отпечатана 1-я часть с 43 гравюрами; издание не имело успеха и было остановлено. К счастью, Блейк нашел мецената, Т. Батса, чиновника в управлении главного вербовщика, который постоянно покупал его картины на протяжении следующих тридцати лет.
В 1818 Блейк познакомился с молодым живописцем Джоном Линнелом, они подружились, и Линнел предложил Блейку выполнить – с его финансовой помощью – гравюры-иллюстрации к «Книге Иова». Они были опубликованы в 1826. После этой работы, снова при поддержке Линнела, Блейк начал готовить 100 иллюстраций к «Божественной комедии» Данте и закончил 7 гравюр. Последние прожитые им годы были самым счастливым периодом его жизни. Умер Блейк в Лондоне 12 августа 1827.
Блейк-поэт занимает место в первом ряду английских писателей. Его произведения можно разделить на две группы: лирические и философские (или мистические). Он превосходно знал поэзию елизаветинцев и последующего времени, и в самых ранних его стихах, вошедших в «Поэтические наброски» (1783), заметны элементы подражания.
В 1789 Блейк выпустил «Песни невинности», первую серьезную работу, предназначенную для издания его новаторским методом «иллюминированной печати» – когда текст и декорирующий рисунок гравируются как единое целое. Детское простодушие многих стихотворений совершенно искренно, в них содержится предвестие «романтического возрождения», начало которому положит Вордсворт в 1798. В 1794 «Песни невинности» были изданы вместе с «Песнями опыта».
Непритязательную простоту потеснили символика и скрытый смысл, однако и при прямом прочтении они покоряют лирической силой и самобытностью. Многие из «Песен опыта» были впервые записаны в «Блокноте Блейка» вместе с другими лирическими стихами, подчас прекрасными, но не использованными ни в одной публикации. С этого времени тяга Блейка к лирической поэзии как будто иссякла или ее вытеснило более сильное стремление к символическому эпосу и сатире. Уже в 1787 поэт использовал символы и аллегории в неопубликованной поэме «Тириель», написанной белым стихом; в ней изображается упадок прежних английских святынь – закона и искусств. Символы и аллегории присутствуют также в 1-й книге «Французской революции» (1791), эпической поэме, изображающей события во Франции.
После 1790 Блейк отпечатал серию «иллюминированных книг», в нее вошли: «Брак Неба и Ада», поэма в белых стихах и прозе, где сатира на Сведенборга переплетается с метафизическими и религиозными рассуждениями; «Книга Телль», изысканная аллегория о сошествии души от вечности к смертной жизни; «Видения дочерей Альбиона», где Блейк защищает свободную любовь, хотя и признает ее недостижимым идеалом; «Америка, пророчество», в которой американская революция символизирует извечную смену угнетения и мятежа; «Первая книга Юрайзена», универсальный миф о сотворении материального мира и рода человеческого, обреченного греху; «Европа», где Блейк указывает, что Европе ошибочно приписывают «женственные» законы и идеалы; «Книга Лоса», «Книга Ахании», «Песня Лоса», где продолжается тема универсального мифа. Эти символические произведения, написанные вольным белым стихом, трудны для чтения из-за намеренной усложненности содержания. Несколько лет Блейк писал, переделывал и переписывал поэму «Вала, или Сон девяти ночей», названную затем «Четыре Зоаса», но не закончил ее и не собрал разрозненные страницы в какую-либо осмысленную последовательность. В поэме есть превосходные фрагменты, связывающие ее с последними двумя «иллюминированными книгами» – «Мильтон», в котором проблема зла в мире соотнесена с собственными душевными борениями Блейка, и «Иерусалим», итоговое эпическое произведение, где Человек осознает свои заблуждения и наконец преодолевает их, соединяясь с Богом. Последняя крупная поэма Блейка – серия фрагментов, известная под названием «Вечное Евангелие».
Творчество Блейка-художника можно разделить по фазам его преобладающих интересов. Первая (1790–1795) – всплеск великолепия, явленный в 11 больших цветных эстампах, лучший из которых – «Бог, творящий Адама». Начиная с 1790 Блейк создал обширную серию иллюстраций к книгам Ветхого и Нового Заветов в акварели и темпере. Блейк был убежден, что живопись его собратьев-соперников уступит в долговечности его рисованным темперой «картинам кабинетного формата», однако большая их часть растрескалась и потемнела, а кое-что погибло. В 1810–1817 Блейк подготовил несколько превосходных серий акварельных иллюстраций к Мильтону и Шекспиру. После 1817 он был занят главным образом рисованием и гравировкой иллюстраций к «Книге Иова», а затем к Данте.
Болгария, 1958, Уильям Блейк
Румыния, 1958, Уильям Блейк
СССР, 1958, Уильям Блейк