Справочник «Сюжеты»
Гейне (Heine) Генрих
(1797–1856)
Немецкий поэт и прозаик, критик и публицист. Родился 13 декабря 1797 в Дюссельдорфе в еврейской семье. Французская оккупация внесла в атмосферу раздробленной Германии прогрессивные идеи, в т.ч. новые принципы гражданского и религиозного равенства, которые на всю жизнь сделали Гейне «либералом» в традициях Французской революции. Полученное им смешанное образование несомненно способствовало формированию его в целом космополитического мировоззрения. После частной еврейской школы он учился в лицее, где уроки велись на французском языке и даже католическими патерами.
Безуспешными оказались попытки Гейне заняться коммерцией, сначала во Франкфурте-на-Майне (1815), затем в Гамбурге (1816–1819). Он учился в Бонне (1819), Гёттингене (1820) и Берлине (1821–1823), где испытал сильное влияние Гегеля. В итоге, вернувшись в Гёттинген, в 1825 получил звание доктора права. После того как Пруссия в 1823 отняла у евреев гражданские права, Гейне сделался заклятым врагом прусского режима, хотя, по примеру многих современников, принял лютеранство (1825). Официальная перемена вероисповедания не дала ему никаких преимуществ, ибо его сочинения раздражали власти куда больше, чем его религия. Сложности с объединенной австро-прусской цензурой начались очень скоро и преследовали его всю жизнь.
В сфере интересов Гейне главное место всегда занимала литература. В Бонне он познакомился с А.В.Шлегелем и посещал его лекции; в Берлине уже состоявшимся литератором был вхож в литературный кружок Рахили фон Энзе. Первые свои стихи Гейне опубликовал в 1817; первый сборник, «Стихотворения», вышел в свет в 1821, а первый стихотворный цикл, «Лирическое интермеццо», – в 1823. Попробовал он свои силы и в политической публицистике.
После университета Гейне предполагал заняться в Гамбурге юридической практикой, но в конечном счете предпочел литературную деятельность и весьма быстро укрепил свои позиции как в прозе, так и в поэзии. Первый из четырех томов его «Путевых картин» (1826), о пешем странствии в горах Гарца («Путешествие по Гарцу»), принес ему широкую известность, и впредь он зарабатывал на жизнь литературным трудом. «Путевые картины» ознаменовали также начало его многолетнего сотрудничества с гамбургским издателем Ю. Кампе. В эти годы Гейне много разъезжает, проводит 3–4 месяца в Англии (1827), затем в Италии (1828), где задерживается чуть дольше; эти поездки послужили материалом для следующих томов «Путевых картин» (1829, 1831). Одновременно он перерабатывал свои стихи и составил «Книгу песен» (1827), снискавшую широкое признание не в последнюю очередь потому, что многие стихи были положены на музыку Шубертом и Шуманом. В 1829 Иоганн Котта предложил Гейне стать соиздателем своей мюнхенской газеты «Neue Allgemeine Politische Annalen». Гейне принял предложение, но уже в 1831, возможно, рассчитывая на профессорскую должность (он ее так и не получил), оставил должность редактора.
Отныне Гейне был профессиональным литератором. Июльская революция 1830 дала ему ответ на вопрос, что делать дальше: в мае 1831 он уезжает из Германии и навсегда поселяется в Париже. Париж круто изменил его жизнь, он поднялся на новую ступень как прозаик и публицист. Его репортажи о Франции были посвящены общественной жизни, политике, искусству и театру; репортажи о Германии – литературе и философии. Начал он с серии статей о Париже в коттовском «Morgenblatt», продолжив эту работу циклом публикаций для «Allgemeine Zeitung» того же издателя. Эти последние вызвали недовольство австрийского канцлера Меттерниха и полностью были напечатаны только отдельной книгой под названием «Французские дела». Книга эта посвящена режиму Луи Филиппа и содержит знаменитое предисловие с резкой критикой Вильгельма IV Прусского, призывающее его дать народу обещанную конституцию. Статьи Гейне о Германии выходили на двух языках и включают работы «Романтическая школа» (1833) и «К истории религии и философии в Германии» (1834).
В 1834 Гейне познакомился с молоденькой продавщицей Кресанс Эжени Мира, которую увековечит в стихах под именем Матильды. В 1841 они поженились.
В 1835 в Пруссии рейхстаг запретил произведения ряда политически прогрессивных авторов «Das junge Deutschland». Имя Гейне стояло в списке рядом с именами К. Гуцкова, Г. Лаубе, Т. Мундта и Л. Винбарга. Не сумев снискать благосклонность официальной Пруссии, Гейне не ладил и с немецкими революционерами-реформаторами, которых в Париже объединил вокруг себя Л. Бёрне. Бёрне резко обрушился на Гейне в своих «Письмах из Парижа», и Гейне был вынужден ответить. Сделал он это уже после смерти Бёрне в работе «Людвиг Бёрне. Книга воспоминаний» (1840), которую ожидал на родине весьма холодный прием. В том же 1840 Гейне возобновил во «Всеобщей газете» разносторонние публикации о жизни Парижа, в 1854 вышедшие отдельной книгой под названием «Лютеция». Это были его последние опыты в области журналистики; он начал писать стихи, которые вновь заняли доминирующее положение в его творчестве, о чем свидетельствуют вышедшие одна за другой книги «Атта Тролль» (1843), «Новые стихотворения» (1844) и «Германия. Зимняя сказка» (1844), итог состоявшейся годом раньше поездки на родину и одно из самых сильных его произведений.
К тому времени здоровье поэта было сильно подорвано; семейные ссоры, последовавшие за смертью дяди в 1844, обострили болезнь, которая в 1848 приковала Гейне к постели. Это несчастье, однако, не положило конец его литературной деятельности. Хотя болезнь превратила его жизнь в сплошное страдание, творческая энергия Гейне неизмеримо возросла, свидетельством чему «Романсеро» (1851) и «Стихотворения 1853 и 1854 годов», за которыми последовал еще один сборник, опубликованный посмертно. Умер Гейне в Париже 17 февраля 1856; похоронен на Монмартрском кладбище.
Произведения Гейне легко читаются – отчасти потому, что он умел о многом сказать просто и коротко, а отчасти потому, что он никогда не вдавался в пространную полемику, предпочитая короткие стихи или прозу и легко переходя от одной темы к другой. Его популярность, но отнюдь не истинное его место в литературе, зиждется на стихах, на блестящих и неподражаемых песнях, широко известных во всем мире. Он был не только прирожденным поэтом, но и блестящим прозаиком, соединяя в своих произведениях ясность Лессинга, которым он восхищался, с гением Ницше, который восхищался им. Проза Гейне в «Книге Le Grand», повествующая о вступлении французов в Дюссельдорф, стоит в одном ряду с балладой «Гренадеры», посвященной тому же событию. В целом путевые заметки Гейне дают яркую картину его дарования – острого ума, едкой иронии, сатирического дара. Впрочем, на фоне стихов, написанных Гейне в последние 15 лет жизни, все прочее отходит на второй план. Как поэт-лирик он достиг непревзойденного мастерства.
Болгария, 1956, Портрет Гейне
ГДР, 1956, Портрет Гейне
ГДР, 1956, Генрих Гейне
ГДР, 1972, Генрих Гейне
Германия. Французская зона оккупации, 1945/1946, Портрет Гейне
Израиль, 2001, Генрих Гейне
Казахстан, 2009, «Жизель», «Дон Кихот», «Бахчисарайский фонтан», «Легенда о любви»
Куба, 1967, «Жизель»
Куба, 1976, «Жизель»
Куба, 2003, Алисия Алонсо в роли Жизели
Куба, 2008, «Жизель»
Россия, 1996, Сцены из балета «Жизель»
Румыния, 1956, Генрих Гейне
Сейшельские острова, 1986, Балерина
Сейшельские острова, 1986, Танцор
Сейшельские острова, 1986, Па-де-де
СССР, 1956, Генрих Гейне
Танзания, 1999, Сцена из балета «Жизель»
Финляндия, 1993, «Жизель»
ФРГ, 1956, Силуэт Гейне
ФРГ, 1972, Генрих Гейне
ФРГ, 1997, Генрих Гейне
ГДР, 1956.12.17, Берлин. Генрих Гейне
ГДР, 1972.12.05, Берлин. Генрих Гейне
ФРГ, 1956.12.17, Бонн. Гейне
ФРГ, 1972.12.13, Дюссельдорф. Факсимиле Гейне
ФРГ, 1997.11.06, Бонн. Профиль Гейне
Россия, 2001, Сцена из балета «Жизель»
ГДР, 1981, Книга Гейне на эсперанто