Справочник «Сюжеты»
Элиот (Eliot) Томас Стернз
(1888–1965)
Выдающийся англоязычный поэт ХХ века, Нобелевский лауреат (1948).
Родился в 1888 в США, в почтенной протестантской семье. Семейные традиции Элиотов, строгое воспитание, постоянная привычка к самоанализу и к соотнесению своих действий с четким нравственным идеалом – оказали большое влияние на будущего поэта. Ему с детства внушали чувство уважения к памяти его деда-проповедника, из чувства долга покинувшего родной Бостон и отправившегося на запад, в Сент-Луис, где основал столь важные, облеченные символическим значением для всей общины места, как церковь и колледж. Твердые пуританские принципы Новой Англии, верность своему долгу определяли жизнь Элиота в течение многих лет.
В то же время он не мог смириться с необходимостью следовать по дороге его уважаемых предков. В 1910, закончив Гарвардский университет, отправился в Европу, которой было суждено стать его вторым домом. Уже в это время сформировался тот круг интересов, который сохранился практически в течение всей жизни Элиота – это философия, религия и определенный набор эпох – Итальянское Возрождение, Елизаветинская Англия и XVII век. В Париже слушал лекции знаменитого французского философа Анри Бергсона, затем, после начала Первой мировой войны, отправился изучать философию в Оксфорд. Вскоре женился на балерине Вивьен Хейвуд и обосновался в Англии навсегда, вызвав тем самым резкое недовольство своей семьи. С этого времени его жизнь на многие годы превратилась в постоянную борьбу как с внешними обстоятельствами – сложными отношениями с истеричкой-женой, недовольством американских родственников, необходимостью постоянно зарабатывать деньги и ради этого выполнять нелюбимую работу, сначала в школе, затем в банке Ллойда, жизнью в небольшой квартире рядом с неприятными соседями, и в то же время в борьбу куда более сложную – с внутренними психологическими и творческими проблемами.
Как истинный сын и внук пуритан, исповедовал постоянную и твердую самодисциплину и пытался преодолеть окружавшие его трудности при помощи внутренней выдержки и постоянной работы. Во время Первой мировой войны и сразу после нее он постоянно, хотя и мучительно, нащупывал новые пути в своем творчестве. Как и многие другие деятели культуры начала ХХ века, ощущал наступление кризиса и пытался найти новый поэтический язык, который помог бы выразить и тем самым преодолеть это сложное состояние. Важнейшим этапом на этом пути стало появление в 1915 «Любовной песни Дж. Альфреда Пруфрока» – первого крупного произведения. «Любовная песнь» – внутренний монолог героя – стала выражением его неспособности не только по-настоящему полюбить, но и предпринять какие-либо решительные действия или душевные. Шекспировский герой с его постоянной раздвоенностью и рефлексией оказывается для современного человека слишком энергичным и решительным. Уже в этом раннем произведении проявилась черта, которая характерна для творчества Элиота в течение многих следующих лет.
Благодаря «Любовной песне…» Элиот стал знаменитым, однако его жизнь не стала от этого легче. Углублявшийся конфликт с женой, обостренно трагическое восприятие каждой бытовой проблемы, практически полное отсутствие свободного времени, все это лишало его возможности творить и усиливало психологическую неустойчивость. В результате в начале 1920-х он оказался жертвой психической болезни. Лечение в швейцарской клинике совпало с важным моментом– работой над поэмой «Бесплодная земля», которая была впервые опубликована в 1922 в первом номере основанного Элиотом литературного журнала «Criterion». Мрачные образы «Бесплодной земли», «разорванность» ее текста не только на части, но и на отрывочные фразы и даже на обрывки фраз, – все это ярко отражает внутреннее состояние медленно приходившего в себя после болезни автора. В то же время значение Бесплодной земли намного больше простого психотерапевтического упражнения. Эта поэма, как и Любовная песнь.., стала выражением глубокого кризиса всей западной цивилизации. Крайне сложный язык поэмы оказался настолько непонятным, что в более поздних изданиях автору пришлось добавить комментарии, чтобы объяснить публике некоторые свои идеи.
Использование мифов – крайне популярное в литературе ХХ века – давало Элиоту, как и другим писателям, возможность увидеть вечные проблемы и ценности в сегодняшнем дне, взглянуть на весь путь развития, пройденный человечеством. Для Элиота древние верования были крайне важны еще и из-за его сильной религиозности и сосредоточенности на философских проблемах. С каждым годом он все больше приходил к убеждению, что поэзия не должна выражать чувства одного-единственного человека. Ее задача, по его мнению, в описании некоторых всеобщих, вечных структур и явлений.
В последующие годы Элиот придавал все большее значение звучанию своих стихов, которые, по его мнению, должны были напоминать магические заклинания или песнопения. Сохранились записи чтения им своих произведений. Известно, что они производили сильное впечатление, но часто и разочаровывали слушателей, надеявшихся услышать что-то вроде «толкования» автором его все более и более усложнявшейся поэзии. Однако Элиот, читая стихи, практически не обращал внимания на их смысл, всегда подчеркивая музыкальность, выделяя аллитерации, слово- и звукосочетания и произнося свои тексты нараспев, подобно древнему шаману, распевавшему гимны богам.
Опустошенность и трагизм современной жизни не менее сильно выражены в следующем крупном произведении Элиота – поэме «Полые люди», вышедшей в 1925. Здесь он пошел по проложенному «Бесплодной землей» пути все большего наращивания музыкальности и ритмичности стихов. Использовал образы и ритмы фольклорных песен, сопровождавшихся плясками и ритмичным хлопаньем в ладоши во время ежегодного ритуала сожжения соломенного чучела заговорщика Гая Фокса.
Позднее творчество становится все более и более философичным. Он порвал с кальвинистской верой своих предков и перешел в англиканство, с этого момента религиозная практика стала для него основой, определяющей многое в его жизни, – он ставит своей целью выражать в стихах не внутренний мир человека, а свой мистический опыт. В то же время философская, религиозная, казалось бы, «отвлеченная» поэзия Элиота полна такого трагизма, такого искреннего чувства, что его стихи – сложные, по-прежнему полные многочисленных литературных и религиозных ассоциаций, цитат из Данте, французских символистов, средневековых мыслителей – не могут не волновать читателя. Шедеврами позднего Элиота стали поэмы «Пепельная среда» и «Четыре квартета».
«Пепельная среда» была написана в 1930. Пепельная среда – название первого дня великого поста у католиков. Это день самоуглубления и покаяния, но в то же время и день, связанный с надеждой на будущее очищение и возвышение души. Поэму можно понять, как сложное описание религиозных переживаний поэта, который борется со смущающими его искушениями, стремится отрешиться от мира и соединиться с Богом.
В таких произведениях, как «Четыре квартета» (1934– 1942), «Пейзажи» (начало 1930-х) религиозное чувство принимает углубленно-созерцательные формы – и эти сочинения можно воспринимать не только как отражение мистического опыта, но и как дивную пейзажную лирику.
Серьезность и сложность поэзии Элиота не помешала ему создать иронический детский сборник стихов «Популярная наука о кошках, написанная старым Опоссумом» (впервые отдельным изданием вышел в 1939), который позже стал известным куда более широкому кругу читателей, чем другие его произведения, благодаря мюзиклу Эндрю Ллойд Вебера «Кошки».
В поисках новых форм Элиот неоднократно обращался к драме, которая привлекала его возможностью использовать опыт греческого и средневекового театра – религиозного представления, связанного с хоровой декламацией. Его высшим достижением в этой сфере стала трагедия «Убийство в храме» (1935), посвященная убийству архиепископа Кентерберийского Томаса Бекета.
В 1948 Элиоту была присуждена Нобелевская премия. К этому времени он давно уже был признанным классиком современной поэзии. Его творчество оказало огромное влияние на многих поэтов ХХ века.
Тамара Эйдельман
Великобритания, 2001, «Обращение к кошкам»
Великобритания, 2006, Т. С. Элиот
Гвинея, 2008, Элиот, «Кошки»
Коморские острова, 1977, Писатели — нобелевские лауреаты
Мозамбик, 2011, Писатели
Никарагуа, 1995, Т. С. Элиот
Никарагуа, 1995, Т. С. Элиот
Парагвай, 1977, Медаль Нобелевской премии по литературе
США, 1986, Т. С. Элиот
США, 2000, Плакат к мюзиклу «Кошки»