Справочник «Сюжеты»
Ален (Alain)
(псевдоним Эмиля-Огюста Шартье, Emile-Auguste Chartier)
(1868–1951)
Французский философ, литературный критик и публицист. Родился 3 марта 1868 в Мортань-о-Перш. Учился в коллеже, затем в лицее в Алансоне. Поступил в Высшую педагогическую школу, которую окончил в 1889. После получения степени агреже по философии (1892) преподавал в Понтиви, Лориане (1893–1900), в Руане (1900–1903), а затем в Париже, в лицее Генриха IV, где с 1909 по 1933 был профессором риторики; одновременно читал курс в коллеже Севинье. В политическую жизнь вошел в связи с делом Дрейфуса, приняв сторону дрейфусаров. С 1903 начал публиковать в газете «Dépêche de Rouen» под псевдонимом Ален ежедневные краткие статьи – «мысли по поводу», где высказывал свои взгляды в связи с теми или иными событиями. С 1906 по 1914 опубликовал более 3000 таких статей. Сотрудничал также в «Revue de la métaphysique et de la morale» (1893–1907), опубликовал сборник «мыслей». Эта деятельность была прервана Первой мировой войной. На войне Ален провел два с половиной года; за это время написал книги «Марс, или суждения о войне» (1921); «Восемьдесят одна глава о духе и страстях» (опубликована в 1917, переиздана в 1941 под названием «Элементы философии»); «Система изящных искусств» (1920). Демобилизовавшись, поселился в Ле Везине. В 1921 возобновил работу над «Мыслями по поводу», вначале для издания «Libres Propos», затем для ряда газет. Большая часть этих материалов вошла позднее в сборники: «Мысли об эстетике» (1924); «Мысли о счастье» (1925); «Наброски о человеке» (1927); «Мысли о политике» (1934); «Мысли о литературе» (1934); «Мысли о воспитании» (1932); «Мысли о религии» (1938); «Чувства, страсти и знаки»; «Минерва, или О Мудрости» (1939); «Стражи духа» (1942). В то же время писал и более пространные произведения, где в связной форме излагал свои идеи: наряду с «Системой изящных искусств» это работы «История моих мыслей» (1936); «Боги» (1934); «Беседы на морском берегу» (1931). В 1930-е, чувствуя приближение новой войны, Ален организовал в сотрудничестве с Ланжевеном, Риве и Вави Комитет бдительности интеллектуалов-антифашистов, а через некоторое время открыто занял пацифистские позиции, видя в войне силу, дающую выход инстинктам и страстям, парализующим моральную ответственность. Радикальные политические взгляды Алена отражены в работах «Гражданин против властей» (1926); «Элементы радикальной доктрины» (1925).
Ведущие темы философии Алена – гуманизм и свобода. Человек в его понимании – субъект знания и действия, разумное, свободное и ответственное существо, наделенное волей к борьбе против насилия власти и отживших традиций. Будучи противником тирании во всех ее проявлениях (этим обусловлены его политические взгляды), Ален защищал свободу гражданина, право индивида на суждения. Воспитанный в традициях классической философии (главным образом Платона, Декарта, Канта) и Конта, видел в философии постоянно возобновляемое усилие духа, направленное на преодоление страстей. Идеи о восприятии, свободе, сущности и существовании предвосхитили некоторые положения экзистенциализма, а учение о творческом воображении послужило для Сартра одним из стимулов к написанию труда «Воображаемое». Избранный Аленом способ изложения основан на представлении, что идеи не имеют устойчивого существования: в каждое мгновение они теряются и заново обретаются. С этим связан отказ Алена от построения философской «системы». Ален отвергал также звание философа, не желая входить в число «философов по профессии».
Творчество Алена оказало глубокое влияние на разные сферы французской культуры – литературу, философию, журналистику. Ряд его трудов был издан посмертно, в частности «Письма о первой философии» (1955) и «Диалектика чувств» (1971).
Умер Ален в Ле Везине близ Парижа 2 июня 1951.
Ирина Блауберг
Франция, 1993, Ален
Франция, 1993.04.24, Монтан-о-Пеш. Ален