Справочник «Сюжеты»
Геродот (Ηροδότου)
(между 490 и 480—около 425 до н. э.)
Древнегреческий историк, «отец истории». Родился в Галикарнасе (совр. Бодрум, Турция) на юго-западе Малой Азии приблизительно в середине 480-х до н.э. Дориец по происхождению. Получил прекрасное домашнее образование. В юности участвовал в политической борьбе против тирана Лигдамида; бежал на о.Самос. После свержения Лигдамида вернулся в Галикарнас. Совершил ряд путешествий по Малой Азии, Ближнему Востоку (возможно заехав и в Египет), Македонии и Балканской Греции. Вероятность посещения им Месопотамии, Эфиопии (совр. Судан) и Северного Причерноморья ныне оспаривается. В 445–44 до н.э. жил в Афинах; познакомился с видными политиками, философами и драматургами (Перикл, Протагор, Софокл). В 444–443 до н.э. в составе группы колонистов отправился в Великую Грецию (совр. южная Италия); участвовал в основании колонии Фурии на берегу Тарентского залива. Умер в Фуриях, вероятно, в середине 420-х.
Автор «Истории» в девяти книгах, ставшей в древнегреческой литературе первым историческим сочинением в собственном смысле этого слова. Преобразовал традицию древнегреческой протоисториографии (логографы), в которой описательность довлела над повествовательностью. Соединил присущие логографам дескриптивные формы (этнография, география) с нарративными. Создал новый жанр повествовательной историографии, в котором синтезировал эпическое, трагедийное, новеллистическое и документальное начала. Подчинил этнографические и географические элементы трактовке исторических событий; на концептуальном уровне это выразилось в идее зависимости истории и культуры разных народов от природных условий их существования. Ему также удалось соединить живость и занимательность рассказа, идущие от ионийской новеллы, с аналитическими рассуждениями, присущими милетской натурфилософии.
Труд Геродота, помимо обширных сведений по этнографии, географии и культуре различных народов, содержит изложение истории отдельных стран (Лидии, Мидии, Персии, Египта, Скифии) в их отношениях друг с другом и с греками (книги I–VI), а также рассказ о Греко-персидских войнах (книги V–VI), которое завершается описанием неудачного похода Ксеркса в Элладе (книги VII–IX). Хронологические рамки – от мифической древности до современной Геродоту эпохи.
«История» стала первым древнегреческим прозаическим сочинением, в котором широта охвата событий сочеталась с их анализом в общегреческой перспективе: Геродот отличается как от своих предшественников-логографов, представлявших мифическую историю отдельных городов, так и от многих своих последователей, предпочитавших локально-событийную историю (Фукидид) или историю подвигов отдельной личности (Феопомп). Главная тема Геродота – описание «великих и достойных удивления деяний» греков и варваров и выяснение причин войны между ними. С точки зрения автора, поступки отдельных героев или действия целых народов метафизически детерминированы «судьбой» и «случаем». В основу его исторической интерпретации положены идеи изменчивости человеческого счастья и зависти божества к человеческому успеху. Стремление реализовать эту концепцию побуждает Геродота творчески перерабатывать материал своих источников (как устных, так и письменных). Такой подход придает концептуальное и стилистическое единство его сочинению, которому присущи увлекательность повествования, острота сюжета, яркость образов и выпуклость характеров. В то же время идейная заданность несколько снижает его документальную ценность. Историчность многих описанных Геродотом событий иллюзорна, хотя мы и можем реконструировать общую канву исторических событий и найти у него богатый этнографический и географический материал. В одних случаях его сообщения оказываются точными, в других лишь угадывается «историческое зерно», лежащее в их основе.
Позднейшие историки часто обвиняли Геродота то в легкомысленности и неточности (Фукидид), то в «злокозненности», называя его «отцом лжи» (Плутарх). С другой стороны, античные критики (Дионисий Галикарнасский, Псевдо-Лонгин) высоко оценивали литературные достоинства «Истории» и даже отдавали ему пальму первенства перед Фукидидом.
В историографии продолжателями геродотовской традиции стали Ксенофонт, Диодор Сицилийский и Прокопий Кесарийский.
Антон Ксенофонтов
Сент-Винсент, 1993, Апофеоз Гомера