Справочник «Сюжеты»
Тирсо де Молина (Tirso de Molina)
псевдоним; настоящие имя и фамилия Габриель Тельес (Téllez)
(1571 или около 1583—1648)
Испанский драматург. Учился в университете Алькала-де-Энарес. Занимал высокие посты в монашеском ордене мерсенариев, с 1632 — его историограф. Первая опубликованная книга — «Толедские виллы» (1621) — по жанру близка к пасторальному роману и включает наряду с обрамляющим действием несколько новелл и три пьесы (в том числе «Стыдливый во дворце», написана в 1605—1606). Своеобразной «благочестивой» антитезой ей является сборник «Услаждать, принося пользу» (1635). В 1627—1636 Тирсо де Молина выпустил 5 сборников пьес; в предисловии к 3-му указывалось, что им написано 400 пьес (сохранилось около 90). Принадлежность ему ряда пьес остаётся недоказанной.
Тирсо де Молина писал пьесы на исторические («Счастливый жребий дона Альваро и несчастная судьба Руй Лопеса д'Авалоса», 1615—1621, изд. 1635; «Мудрость женщины», 1630—1633, изд. 1634), библейские («Месть Фамари», «Что больше, то и меньше», 1614, изд. 1627) и гиографические (трилогия о св. Хуане) сюжеты, религиозно-философские драмы (наиболее известная — «Осуждённый за недостаток веры», 1614—1615(?), изд. 1634), а также комедии, в которых характерная для комедий «плаща и шпаги» интрига (классический образец — «Дон Хиль зелёные штаны», 1615, изд. 1635) сочетается с глубоким психологизмом.
Тирсо де Молина развивал принципы ренессансной драмы Лопе де Веги. Вместе с тем в его творчестве, принадлежащем уже эпохе барокко, отразилось крушение гуманистической веры в человеческую природу, разочарование в любви как возвышенном и облагораживающем душу человека чувстве и чести, понимаемой как безусловное подчинение голосу общественного мнения. В пьесах Тирсо де Молина воплотилось представление о недостоверности, театральности и обманчивости всего сущего. Наблюдая всеобщий социальный разлад и упадок нравов в Испании, в целях утверждения нравственного сознания Тирсо де Молина, как и многие его современники, обращался к религии. Наиболее известная его драма — «Севильский озорник, или Каменный гость» (1619—1620(?), изд. 1630), в основе которой — народное предание о молодом повесе, оскорбившем мертвеца и жестоко поплатившемся за святотатство. Герой пьесы дон Хуан Тенорио открывает галерею образов Дон Жуанов в мировой литературе. В интерпретации Тирсо де Молина он — скептик, наделённый разрушительным умом, отрицающий всякую мораль и движимый исключительно эгоистическими побуждениями.
Антигуа, 1991, Моцарт, «Дон Жуан»
Гвинея, 2006, Моцарт и «Дон Жуан»
Испания, 1953, Тирсо де Молина
Мали, 1998, Хосе Ван Домм в роли Лепорелло
Монако, 1987, Моцарт, «Дон Жуан»
Невис, 1993, Маски из «Дон Жуана»
Никарагуа, 1975, Эцио Пинца в опере «Дон Жуан»
Сан-Марино, 1999, Моцарт, «Дон Жуан»
Сент-Винсент (Гренадины), 1992, Костюмы для «Дон Жуана»
Танзания, 1992, Зерлина
Танзания, 2006, Дон Жуан
Франция, 2006, Дон Жуан
Австрия, 2008.08.08, Зальцбург. Сцена из «Дон Жуана»