Справочник «Сюжеты»
Унамуно-и-Хуго ((Unamuno y Jugo) Мигель де
(1864–1936)
Испанский писатель, философ. Родился 29 сентября 1864 в баскском городе Бильбао. В десятилетнем возрасте стал свидетелем осады Бильбао карлистами, впоследствии описал свои впечатления в первом романе «Мир во время войны» (1897). В 1884 окончил факультет философии и гуманитарных наук Мадридского университета; с 1890 профессор греческого языка и литературы Саламанкского университета; с 1901 его ректор. За антимонархические выступления в 1914 был отстранен от своей должности, а в 1924 выслан на Канарские острова, откуда отправился в добровольное изгнание во Францию. На родину вернулся в 1930, был депутатом кортесов (1931–1932). Поддержав в первые недели фашистский мятеж, впоследствии выступил с его осуждением. Был уволен с государственной службы и фактически помещен под домашний арест. Умер Унамуно в Саламанке 31 декабря 1936.
Литературные и философские произведения Унамуно, как и его политическая деятельность, характеризовались неприятием внешних обязательств. Он не состоял ни в каких политических партиях, писал во всех жанрах, но не отдал предпочтения ни одному из них. В каждом отдельном случае он стремился так перевоссоздать форму, чтобы она выразила его глубинное убеждение в том, что воля индивидуального человека и духовные борения, вызываемые его страстями, составляют конечный смысл его существования. Так, Унамуно назвал один из своих романов «Туман» (1914), желая подчеркнуть ирреальность внешнего мира-«тумана» по сравнению со значимым миром, творимым волей главного героя. Демонстрируя свою независимость от традиционных художественных классификаций, он изобрел бурлескный жанр «нивола» («nivola», от «novela» – роман). В этом жанре написаны романы «Авель Санчес» (1917), с которым впоследствии печатался один из лучших его рассказов «Святой Мануэль Добрый, мученик» (1933), «Тетя Тула» (1921) и «Три назидательные новеллы и один пролог» (1920). В упомянутом Прологе блистательно изложена теория романа Унамуно.
Не менее своеобразна лирическая поэзия Унамуно. Будучи поэзией действующей воли, она жаждет противостояния, собеседования. Ясность мысли, стремление убедить вытесняют созерцательность, обычную для лирики. За первым томом «Стихотворений» (1907) последовали «Четки из лирических сонетов» (1911), уже своим названием утверждающие философско-религиозное содержание поэзии Унамуно. Вероятно, лучшим образцом его лирики стала поэма «Христос Веласкеса» (1920). В 1953 был опубликован сборник из 1755 стихотворений «Кансьонеро, поэтический дневник», который он начал в изгнании в 1928 и продолжал вести до конца жизни.
Философия Унамуно была представлена вначале в книге «По поводу традиционализма» (1895), в которую вошли пять эссе об испанском национализме, и в сборнике «Три эссе» (1900), а затем еще в целом ряде книг. Первой из них стала «Жизнь Дон Кихота и Санчо» (1905), в которой он попытался раскрыть в символике различных эпизодов великого романа подспудную философию испанской жизни («кихотизм»). В 1913 Унамуно опубликовал, вероятно, самую значительную свою работу «О трагическом чувстве жизни у людей и народов». Третья книга, в которой получили дальнейшее развитие идеи книги «О трагическом чувстве жизни – Агония христианства» (1925), дает основание считать его провозвестником экзистенциализма.
Испания, 1970, Мигель де Унамуно-и-Хуго
Испания, 1998, Поколение 98
Уругвай, 1997, Писатели «Поколения'98»
Испания, 1998.04.03, Мадрид. Поколение 98
Испания, 1997, Поколение 98