Справочник «Сюжеты»
Достоевский Фёдор Михайлович
(1821—1881)
Русский писатель. Родился в семье лекаря Мариинской больницы для бедных. Окончив в 1843 Петербургское военно-инженерное училище, был зачислен на службу в чертёжную инженерного департамента, но через год вышел в отставку. Первый роман Достоевского «Бедные люди» (1846) выдвинул его в ряд признанных писателей гоголевского направления - натуральной школы. В следующей повести «Двойник» (1846) Белинский отметил «огромную силу творчества» Достоевского, глубину концепции, но критически отозвался о «фантастическом колорите» этого произведения. Позднее появились «Белые ночи» (1848) и «Неточка Незванова» (1849). В них явственнее обнаружились те черты реализма Достоевского, которые выделяли его из среды писателей натуральной школы, — углублённый психологизм, исключительность характеров и ситуаций. Мировоззрение Достоевского формировалось под влиянием демократических и социалистических идей Белинского, теорий французских социалистов-утопистов. С 1847 Достоевский посещал общество Петрашевского; с 1848 стал активным участником революционных кружков Спешнева и Дурова. Привлечённый по делу петрашевцев, Достоевский в 1849 был приговорён к смертной казни, которую перед самым расстрелом заменили 4-летней каторгой с последующим определением в рядовые. На каторге у Достоевского усилились эпилептические припадки, к которым он был предрасположен. В 1859 он получил разрешение на переезд в Петербург; опубликовал повести «Дядюшкин сон» (1859), «Село Степанчиково и его обитатели» (1859), роман «Униженные и оскорблённые» (1861). Крупнейшим произведением, написанным вскоре после каторги и о каторге, явились «Записки из Мёртвого дома» (1861—1862). Изображение страданий людей из народа прозвучало сильным обвинением крепостническому строю. Тургенев сравнивал «Записки...» с Дантовым «Адом», а Герцен - со «Страшным судом» Микеланджело. В атмосфере общественного подъёма 1859—1861 и последующего разгрома революционного движения Достоевский активно участвовал в общественной жизни России. В журнале «Время» и «Эпоха», которые Достоевский издавал вместе с братом Михаилом, писатель пропагандировал теорию почвенничества. Резко критикуя порядки крепостнической России, разложение дворянства, рост новых капиталистических форм эксплуатации, он вместе с тем полагал, что особый путь исторического развития России поможет ей избежать революционных потрясений, приведших в Западной Европе к торжеству бесчеловечных законов капитализма. Достоевский возлагал надежды на сближение интеллигенции, оторвавшейся от «почвы», с народом, на нравственное совершенствование. В свете этого своего идеала он гневно обличал западноевропейскую буржуазную цивилизацию («Зимние заметки о летних впечатлениях», 1863) и духовное «подполье» индивидуалиста («Записки из подполья», 1864). Достоевский полемизировал с идеологами революционной демократии (журнал «Современник») и особенно с радикалами-позитивистами (журнал «Русское слово») — о путях общественных преобразований, проблемах этики, отношении к народу, о сущности искусства.
В 1860—1870-е Достоевский создал свои наиболее выдающиеся романы: «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871—1872), «Подросток» (1875) и «Братья Карамазовы» (1879—1880), в которых отражены его важнейшие философские, социальные, нравственные искания. В 1873—1874 он редактировал журнал «Гражданин», где начал печатать «Дневник писателя». Наряду с размышлениями на злободневные темы общественной жизни, литературно-критическими откликами и воспоминаниями в них помещено несколько художественных произведений: «Мальчик у Христа на ёлке», «Кроткая», «Сон смешного человека». В «Дневнике писателя» опубликована и речь об Пушкине, в которой Достоевский, изложив своё понимание национального значения поэта, раскрыл свои нравственно-философские идеалы.
В творчестве Достоевского отразились противоречия действительности и общественной мысли в эпоху острой ломки социальных отношений в России и в Западной Европе. Новый буржуазный строй приводил к кризису общественных идеалов, шаткости нравственной жизни. Основа реалистического творчества Достоевского — мир человеческих страданий, трагедия ущемлённой и униженной личности. Гениально владея искусством психологического анализа, Достоевский показал, как подавление достоинства человека разрушает его душу, раздваивает его сознание; появляется, с одной стороны, ощущение своего ничтожества, с другой — зреет потребность протеста. Достоевский прозорливо увидел рост буржуазного индивидуализма, идеологии «наполеонизма». Так возникает галерея персонажей от «подпольного человека» в «Записках из подполья» до Ивана Карамазова в «Братьях Карамазовых». Отстаивая свободу личности, Достоевский вместе с тем считал, что неограниченное своеволие влечёт за собой антигуманистические действия. Преступления он рассматривал как наиболее типичное проявление закона индивидуалистического самоутверждения. Перенося принципы художественного исследования личности на область общественных отношений, Достоевский видел в революционном движении своей эпохи лишь анархо-индивидуалистическое бунтарство (роман «Бесы»). Он опасался, что в революционной практике может восторжествовать безнравственная идея: цель оправдывает средства. Материалом для его художественных обобщений в области политики служили деятельность таких современников, как Бакунин и Нечаев, у которых идеи социализма представали в извращённом мелкобуржуазном виде, а также опыт буржуазных революций, в которых беспощадно подавлялись требования народа. Мечта сохранить веру в человека, обрести идеал, основанный на победе доброго начала, влекла Достоевского к образу Христа, в котором, по мысли писателя, воплощены высшие нравственные критерии. В «Легенде о великом инквизиторе», являющейся философской кульминацией «Братьев Карамазовых», Достоевский выступает против теории «счастливого» общества, в котором уничтожается свобода человека, его духовные интересы. Героям, владеющим силой аналитического всеразрушающего разума, Достоевский противопоставляет таких людей, которые обладают добротой сердца, наделены тонкой душевной интуицией. Таковы Соня Мармеладова («Преступление и наказание»), Лев Мышкин («Идиот»), Алёша Карамазов («Братья Карамазовы»), готовые пострадать за всё человечество. О романе «Идиот» Достоевский писал: «Главная мысль романа — изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь». Однако трагедия Мышкина — в несоответствии идеально доброго, доверчивого правдолюбца реальной жизни. Поэтому он и смешон и трагичен, подобно Дон Кихоту, с которым он ассоциируется в романе. Исследуя «глубины души», он считал недостаточными социальные средства борьбы со злом и искал нравственную опору для человечества в идее бога.
Достоевский создал особые формы реалистического творчества. Он сочетал силу гениального психолога, интеллектуальную глубину мыслителя и страстность публициста. Достоевский — создатель идеологического романа, в котором развитие сюжета определяется главным образом борьбой идей, столкновением мировоззрений, воплощённых в характерах персонажей-идеологов. В рамках детективного сюжета он ставил социально-философские проблемы. Динамичность композиции, драматическая напряжённость в развитии конфликтов, экспрессивность и сгущённость слога служили целям воплощения сложных нравственно-психологических и социально-философских проблем.
Болгария, 1956, Федор Достоевский
Болгария, 1978, Федор Достоевский
Болгария, 2007, Сава Огнянов в роли Рогожина
Гамбия, 2010, «Идиот»
Гвинея, 2009, Николай Гоголь
Италия, 2006, Лукино Висконти
Румыния, 1956, Федор Достоевский
СССР, 1956, Федор Достоевский
СССР, 1971, Федор Достоевский
Чехия, 2011, «Кроткая»
Италия, 2006.10.13, Милан. Лукино Висконти
Италия, 2006.10.13, Рим. Лукино Висконти
СССР, 1971.11.11, Ленинград. Федор Достоевский
СССР, 1971.11.11, Москва. Федор Достоевский
СССР, 1991.11.11, Москва. Федор Достоевский
Болгария, 1978, Федор Достоевский
Россия, 2001, 100 лет со дня рождения Ивана Пырьева
Россия, 2006, 500 лет роду Достоевских
Россия, 2008, Смирнов в «Братьях Карамазовых»
СССР, 1971, Музей Достоевского в Семипалатинске
СССР, 1982, Музей Достоевского в Старой Руссе
СССР, 1991, Федор Достоевский
Россия, 1996, 175 лет со дня рождения Достоевского
Россия, 2001, 100 лет со дня рождения Ильинского
Россия, 2002, 100 лет со дня рождения актера Грибова
СССР, 1970.05.11, Музей Достоевского в Старой Руссе