Справочник «Сюжеты»
Тебальдео (Tebaldeo) Антонио
(1463—1537)
Итальянский поэт. Родился в Ферраре; был учителем поэзии при мантуанском дворе; в 1504 состоял секретарем при Лукреции Борджиа в Ферраре; в 1505 принял священство; около 1513 переехал в Рим, где познакомился с Бембо, Кастильоне, Рафаэлем; в 1527, при разграблении Рима императорскими войсками, потерял все свое имущество, вследствие чего сделался непримиримым врагом Карла I. В своих «Сонетах», прославляющих некую Флавию, Тебальдео является родоначальником так называемого сецентизма — литературного направления, охватывающего вторую половину XVI и начало XVII веков. Сущность сецентизма состоит в чрезмерном преувеличении образа; поэты вместо того, чтобы сравнивать абстрактное с конкретным, отождествляют первое с последним, приписывают ему материальные эффекты вместо духовных. Любовь, огонь духовный, сжигающий душу, у Тебальдео — огонь реальный: он дымится, и от него вспыхивают одежды. Сравнивая конкретное с конкретным, Тебальдео отождествляет вещь с ее гиперболическим образом и придает ей его свойства; слезы поэта, например, становятся потоком: куда бы он ни пошел, они до такой степени делают почву влажной, что Амур узнает его следы и находит его в самых уединенных местах; Франческо Гонзаго столько пролил слез, что они образовали озеро около Мантуи; Тебальдео пишет своей возлюбленной, что его вздохи заставляют лодку летать как перышко и чуть не причинили кораблекрушения, так как сила их сломала реи. Тебальдео охотно занимается мелочами и незначительными событиями, касающимися дамы; один сонет посвящен благоуханной рубашке его красавицы, три он сочинил по поводу пожара, случившегося в ее доме: пожар этот было трудно погасить, потому что вид красавицы воспламенял всех и каждый употреблял для самого себя приносимую воду. Большей простотой отличаются три любовные письма и четыре эклоги, но этим произведениям недостает глубины и теплоты, форма небрежна, стих прозаичен, в языке много идиотизмов диалекта автора. Для своих политических стихотворений Тебальдео находит звуки более мужественные и более серьезные, потому что политические вопросы близко затрагивали его сердце. Сюда относятся, например, четвертое «Capitolо» с жалобами на анархию и на войну, с увещеванием к папе собрать народы под святым знаменем против неверных; сонет 219, исполненный негодованием по поводу позора, оскверняющего Италию. Хотя эти стихотворения и не отличаются особой красотой формы, но они возбуждают интерес не вымышленным, а действительным чувством.
Б. Кузнецов.
Аджман, 1972, Парнас
Камбоджа, 1983, Группа поэтов