Справочник «Сюжеты»
Саннадзаро (Sannazzaro) Якопо
(1458—1530)
Итальянский писатель. Служил при дворе герцога калабрийского. Наиболее известна его пастораль в стихах и прозе «Аркадия» (между 1480 и 1485, опубликована 1504), в которой изображен замкнутый идеализированный мир, противопоставленный испорченности придворной жизни. «Аркадия» способствовала развитию пасторального жанра в европейской литературе.
Итальянский и неолатинский поэт. Происходил из испанской дворянской семьи, выселившейся в Италию. Родился в Неаполе. В возрасте 22 лет сблизился с кружком неаполитанских гуманистов, возглавляемым неолатинским поэтом Понтано. Саннадзаро стал учеником Понтано и членом основанной им Понтанианской академии. Был тесно связан с неаполитанскими королями араганской династии, принимал участие в их походах в Тоскану (1479) и в Отранто (1481) и сопровождал последнего из них Федериго в изгнании во Францию (1501), откуда вернулся на родину только после его смерти (1504). Остаток жизни прожил уединенно на своей вилле Мерджеллине, целиком погруженный в литературные и научные занятия. В старости отдался религии, построил на свои средства церковь, в которой и похоронен.
Свою литературную деятельность Саннадзаро начал сочинением аллегорических пьес, прославляющих военные подвиги арагонских королей и рассчитанных на исполнение во время придворных празднеств. Несмотря на литературность языка, изобилие античных реминисценций и отсутствие комического элемента, эти пьески названы Саннадзаро фарсами, в виду их внешнего сходства (простота и неправильность построения, 11-сложный стих с внутренними рифмами) с этим «народным» жанром. Для увеселения неаполитанского двора С. написал также свои комические монологи («Клубки»), подражающие репертуару жонглеров и переполненные злободневными намеками, насмешками над живыми людьми, народными выражениями, пословицами. К юности Саннадзаро относятся и его любовные стихотворения, написанные в манере Петрарки и начавшие волну «петраркизма» в итальянской лирике XVI века.
Но все эти юношеские произведения Саннадзаро бледнеют перед его знаменитым пастушеским романом «Аркадия», (1481—1486, издан в 1504), положившим начало моде на пастораль в Италии и в других европейских странах. «Аркадия» — описание блаженной страны пастухов, в которой ищет убежища отвергнутый любовник Синчеро (автобиографический образ). Синчеро принимает участие в празднествах, играх и песнях пастухов, внимает их любовным жалобам и оплакивает собственные горести. Затем он возвращается на родину, узнает о смерти своей жестокой возлюбленной и скорбит о ней. Все это изложено в 12 «гимнах» (идиллических картинах в прозе), чередующихся с 12 «эклогами» (буколические диалоги в стихах). Те и другие переполнены заимствованиями у мастеров античной и ренессансной буколической поэзии (Феокрита, Вергилия, Овидия, Кальпурния, Петрарки, Бокаччо). Самый прием чередования прозаических кусков с поэтическими взят Саннадзаро из «Амето» Бокаччо. Весь тематический материал «Аркадии» искусственен и традиционен. Ни итальянская природа, ни итальянская деревенская жизнь не проглядывают через условные очертания ее образов. И все же роман показался современникам Саннадзаро весьма актуальным в силу пронизывающего его утонченного изображения чувств. К тому же пастушеские маски «Аркадии» скрывали идеализованных неаполитанских аристократов, а весь роман в целом реализовал грезу гуманистически образованной землевладельческой знати Неаполя, проводившей политику рефеодализации Италии. Роман имел громадный успех, в течение XVI века он выдержал 59 изданий и был переведен на все западно-европейские языки.
Саннадзаро написал также ряд латинских стихотворений. Наибольшей известностью пользуются его «Рыбацкие эклоги». Их тематическая новизна — в замене традиционных в буколической поэзии пастухов рыбаками неаполитанского побережья. Большая реалистичность «Рыбацких эклог» сочетается с чисто вергилиевской прелестью латинских стихов Саннадзаро, которые значительно гибче и изящнее его итальянских стихов.
Большим мастерством формы и разнообразием содержания отличаются также сборники латинских элегий (3 книги) и эпиграмм (3 книги), в которых Саннадзаро повествует о различных радостных и горестных событиях своей жизни. В этих стихотворениях находят себе особенно полное выражение патриотические и монархические настроения Саннадзаро. В старости Саннадзаро написал большую латинскую религиозную поэму «О родах девы Марии» (1526), которая, несмотря на его упорную 20-летнюю работу над ней, не может быть признана полноценным художественным произведением.
Аджман, 1972, Парнас
Камбоджа, 1983, Группа поэтов
Коморские острова, 2009, Эразм Роттердамский и Якопо Саннадзаро