Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Неллиган (Nelligan) Эмиль
(1879—1941)

Неллиган (Nelligan) Эмиль (1879—1941)

Канадский франкоязычный поэт. Отдавая дань французской моде, Неллиган считал себя проклятым поэтом, но он не успел им стать. Все, что создано им, было написано до двадцати лет. В этом возрасте он был помещен, с согласия и даже по настоянию родителей, в психиатрическую лечебницу, где и провел остаток дней. В больнице он практически не написал больше ничего, кроме невнятных обрывков, свидетельствующих о глубокой деградации личности. За три года сочинительства, которые были ему отпущены, впитав в себя опыт французской поэзии от романтиков до символистов, и особенно опыт Бодлера и Верлена, он создал весьма самобытную образную систему, построенную на контрастных настроениях, неврозных перепадах чувств. Тень болезни была отчетливей любых литературных влияний. Однако Неллиган остался бы слишком герметичным, если б эмоциональные контрасты не выражали нечто большее, чем болезнь. В них отразился как общий дуалистический образ человеческой природы, так и более частный эскиз человеческой судьбы в современном мире, где успех легко превращается в неудачу, веселье в горечь, радость узнавания в тоску по утраченному. Неллиган безупречно владел формой. Поэтическая мысль Неллигана всегда органична стилю, более того, она и является принадлежностью стиля, который в свою очередь конституируется в зависимости от нее.

Поэту неуютно во взрослом, нелюбезном и суетном мире. Его снедает «белая тоска». Он стремится в страну детства, в «сад былого». Но, вспомнив «сад детства», поэт с внезапной горечью как бы задергивает занавес открывшейся было сцены. И все же, как ни мучителен контраст между взрослым и детским миром детство вновь заклинается «всплыть из забытья». Каким бы болезненным ни было воспоминание о нем, оно единственно надежная пристань для усталой души. На празднике жизни поэт неизбежно остается непонятым, чужим, но, вместо того чтобы встать в гордую позу и выразить презрение к обывательской толпе, двадцатилетний Неллиган боится «разрыдаться». В этой «слабой» позиции поэта отсутствует кокетство, с которым румяный, пышущий здоровьем декадент конца века возвещал о своей душевной немощи. Физическая слабость здесь приобретает значение социального бессилия перед «мужчинами с угрюмыми лбами», то есть запечатлевает истинное соотношение сил в Канаде на рубеже веков, где заморожены все надежды.

Имя и творчество Неллигана стало символом надежды и обновления для целой группы поэтов молодого поколения, которые объединились вокруг «Монреальской литературной школы». Судьба и творчество Эмиля Неллигана, скандализировавшего некогда почтенных граждан Монреаля, вызывают в наши дни огромный интерес, о нем написаны диссертации и монографии, поставлен фильм и даже создана опера (музыка Андре Ганьона).


Канада, 1979, «Золотой корабль»

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня