Справочник «Сюжеты»
Потье (Pottier) Эжен Эдин
(1816—1887)
Французский поэт-песенник; член I Интернационала и Парижской Коммуны 1871. Рано начал трудовую жизнь, был транспортным рабочим. Первые стихи написаны в дни Июльской революции 1830. В 1830 вышел сборник песен «Юная муза», заслуживший благожелательный отзыв Беранже. Творческий подъём вызвала у поэта и Революция 1848. Наиболее значительный период в жизни и творчестве Потье начался в эпоху Парижской Коммуны 1871: он участвовал в обороне Парижа от немецких войск, был членом ЦК национальной гвардии; в это время он от идей утопического социализма пришёл к революционно-материалистическому мировоззрению, из певца угнетённой бедноты превратился в поэта революционного пролетариата. Один из организаторов Коммуны, Потье сражался на баррикадах; после её разгрома бежал в Великобританию, потом в США. В июне 1871 в парижском подполье Потье написал «Интернационал», ставший международным гимном революционного рабочего класса. В Америке создал три поэмы: «Рабочие Америки — рабочим Франции» (1876, на английском языке); «Парижская Коммуна» (1877); «Рабочая партия» (написана в 1878, опубликована в 1898).
В 1880 Потье вернулся во Францию, вступил в Рабочую партию, в 1884 опубликовал сборники «Социально-экономические стихи и социалистические революционные песни» и «Кто же безумен?»; в 1887 — сборник «Революционные песни»; в эти издания вошли лучшие песни и стихи.
«Интернационал», положенный на музыку Пьером Дегетейром в 1888, был впервые исполнен 23 июня 1888 лилльским хором рабочих хорового общества «Лира трудящихся» на празднике продавцов газет и в том же году издан в Лилле отдельной листовкой тиражом 6 тыс. экземпляров (издатель Больдодюк). С начала 1890-х «Интернационал» быстро распространился среди рабочих округов Северной Франции и Бельгии, а после 1-го конгресса II Интернационала (Париж) — за пределы Франции и Бельгии и стал звучать в качестве международного гимна революционной борьбы пролетариата. В 1894 французский социалист Госелен был приговорён к тюремному заключению за 2-е музыкальное издание «Интернационала» (поводом для репрессии послужила 5-я строфа «Интернационала», созвучная антимилитаристической кампании, проводившейся 1-м Интернационалом). Первые переводы текста «Интернационала» появились в 1890-х. Начало всемирному распространению «Интернационала» и переводу его текста на языки почти всех народов мира положила Октябрьская революция. Музыка «Интернационала получила вторую историческую жизнь в новой хоровой редакции и со слегка измененной мелодией, сложившейся на русской почве в первые годы Советской власти.
ГДР, 1963, Эжен Потье
ГДР, 1971, Обложка «Интернационала»
СССР, 1966, Эжен Потье
СССР, 1970, «Интернационал»
СССР, 1966, Эжен Потье