Справочник «Сюжеты»
Сакс (Sachs) Ганс
(1494–1576)
Немецкий поэт, композитор. Родился 5 ноября 1494 в Нюрнберге. До 15 лет учился в латинской школе, затем два года провел в ученичестве в сапожной мастерской. Странствуя, совершенствовался в ремесле обувщика, в 22 года обосновался в родном городе и завел собственную сапожную мастерскую. Был актёром и руководителем любительской труппы.
Сакс был плодовитым поэтом: в стихотворном каталоге, который он составил на пришествие 1567 года, значилось 4275 мейстерзангов, написанных на 275 мелодий, 1700 повествовательных стихотворных произведений (историй, басен, фарсов) и 208 драматических поэм, включая трагедии, комедии и масленичные сценки, – всего более 6000 произведений. Материал для них он черпал из всякого доступного ему источника – из Библии, античной истории и классической мифологии, средневековых хроник, легенд и развлекательных книжонок для простонародья. Заимствованные темы он осмысливал и перелагал сообразно личному жизненному опыту, зачастую с улыбкой или мягкой, благожелательной насмешливостью, неназойливо помогая читателю извлечь из притчи нравственный урок. Сакс восславил Нюрнберг XVI века в таких поэмах, как «Похвальная речь граду Нюрнбергскому», «Шествие ряженых», с описанием карнавальных масленичных представлений. В своей самой прославленной поэме «Соловей Виттенберга» он восторженно приветствовал Реформацию. Самыми забавными его сочинениями считаются 85 масленичных пьес, которые и ныне пользуются успехом. В подкупающих лубочной наивностью фастнахтшпилях (масленичных народных представлениях) Сакс с юмором изобразил простоватость крестьян, семейные неполадки, распутство католических клириков, буйство ландскнехтов, забавные проделки смышлёных бродяг. Наиболее известны фарсы Сакса «Школяр в раю», «Корзина разносчика». Осуждал рост корыстолюбия, раздоры князей. Морализаторство Сакса не лишено филистерских черт.
Присущие поэту простота и безыскусность незатейливых виршей сделали его творчество мишенью насмешек и пренебрежительного отношения со стороны поэтов барокко и Просвещения, пока его дар бытописателя не был оценен Гёте. С той поры репутация Сакса только возрастала, достигнув вершины в том идеализированном портрете великодушного, умудренного и славного человека, каким представил его в своей опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» (пост. 1868) Вагнер.
Богемия и Моравия, 1943, Ганс Сакс в «Нюрнбергских мейстерзингерах»
ФРГ, 1976, Книги Ганса Сакса
ФРГ, 1994, Ганс Сакс
ФРГ, 1976.01.05, Бонн. Книга Сакса
ФРГ, 1994.10.15, Бонн. Ганс Сакс