Справочник «Сюжеты»
Иоанн Скот Эриугена (Johannes Scotus Eriugena),
Эригена (Erigena) или Иеругена (Ierugena)
(около 810—около 877)
Средневековый философ. Родился в Ирландии, возможно, в шотландской семье (отсюда прозвище Скот – Шотландец). Переехал во Францию и в начале 840-х появился при дворе Карла Лысого, где был высоко ценим за свою необычную учёность и поставлен во главе Палатинской академии. Покровительство монарха позволяло Эриугене вести отрешённую жизнь учёного и сохранять независимость по отношению к требованиям церковных кругов.
В умственной атмосфере Запада той эпохи Эриугена представляет собой одинокое явление. К варварскому богословствованию западных клириков он не может относиться всерьёз, к Августину высказывает почтение, но отчуждённость; его подлинная духовная родина — мир греческой мысли, его философская вера - платонизм и неоплатонизм, получивший христианское оформление в творчестве греческих авторов Оригена, Григория Нисского, Псевдо-Ареопагита и Максима Исповедника (труды Псевдо-Ареопагита и Максима Эриугена впервые перевёл на латинский язык и занимался их истолкованием). Эриугена решительно настаивает на примате разума перед авторитетом религиозного предания. Дистанции между идеалистическим умозрением и христианским откровением, между философией и верой для него не существует. Его главное сочинение «О разделении природы» уводит тенденции пантеизма так далеко, что объединяет бога и мир в едином понятии «сущего», или «природы. В полном согласии с Псевдо-Ареопагитом и в резком отличии от Августина Эриугена понимает бога не как личность, описываемую по аналогии с человеческой личностью, но как присутствующее во всём и одновременно запредельное бытие, не поддающееся предметному постижению даже для самого себя: «Бог не знает о себе, что он есть, ибо он не есть никакое что» (De divis nat. 11, 28). Доктрина Эриугены представляет собой последовательный идеалистический монизм: всё выходит из бога и возвращается в бога; Эриугена отрицает сущностную реальность зла — оно существует только как «ничто», как своё самоотрицание. Мистическое учение Эриугена о человеке, ориентированное на перспективу его просветления и обожествления, продолжает традиции Максима Исповедника. Принимая учение Платона о примате общего над единичным, Эриугена явился одним из основателей и радикальнейших представителей средневекового реализма. В целом грандиозные умственные построения Эриугены были чужды его эпохе, и его творчество не нашло настоящих продолжателей; лишь в XIII веке его пантеистические идеи подхватываются еретическими мыслителями и одновременно подвергаются церковному осуждению (например, на поместном Парижском соборе в 1210). В общей исторической перспективе система И. С. Э. лежит на линии, идущей от Платона и Плотина через Прокла, Псевдо-Ареопагита, Максима Исповедника и Николая Кузанского к немецкому идеализму конца XVIII—начала XIX веков. Эриугена писал также стихи. В его поэтических опытах, где в латинскую речь вкраплено необычайное количество греческих слов, ярко сказалась воодушевлявшая его тоска по эллинской духовности и любовь к одинокой, самоцельной игре ума.
Ирландия, 1977, Эриугена