Справочник «Сюжеты»
Уайт (White) Патрик Виктор Мартиндейл
(1912–1990)
Австралийский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1973. Родился 28 мая 1912 в Лондоне; детство провел в Австралии, среднее образование получил в Англии. В 1930–1932 работал на ранчо в штате Новый Южный Уэльс (Австралия); вернувшись в Англию, изучал иностранные языки в Кингз-колледже Кембриджского университета. Получив диплом, остался в Лондоне. Во время II мировой войны служил в разведке на Ближнем Востоке и в Греции. В 1948 вернулся в Австралию.
Уайт пробовал себя в разных жанрах. Дебютировал поэтическим сборником «Пахарь и другие стихи» (1935), выпустил сборники рассказов «Обожженные» (1964) и «Какаду» (1975). Особый интерес представляют его четыре пьесы – «Дурные похороны», «Отдых в Сарсапарилле», «Веселый дух» и «Ночь на Лысой Горе», опубликованные под одной обложкой в 1965. Автобиография «Дефекты стекла» вышла в 1982. Своей литературной славой Уайт обязан главным образом романам «Счастливая долина» (1939, психологическая семейная драма), «Тетушкина история» (1948), «Древо человеческое» (1955, эпос жизни австралийского скваттера), «Фосс» (1957), «Едущие в колеснице» (1961), «Амулет» (1966), «Вивисектор» (1970, о природе творчества и личности художника-творца), «Око бури» (1974, о «сильной личности» и власти денег), «Пояс стыдливости» (1976), «Метаморфозы Туайборна» (1979), «Воспоминания анонима» (1986).
Для стиля Уайта характерно сочетание разнородных речевых пластов и интонаций, поэтическая символика и «жестокий» реализм, патетика и гротеск; для раскрытия трагедии человеческого бытия он нередко привлекает средства комического. В романах выведена галерея «обожженных», эмоционально ущербных одиночек, ведущих отшельническую жизнь. Защищаясь от пустоты своего существования, персонажи Уайта уходят в мир грез и фантазий, а в поздних романах – в мир искусства.
Главные книги Уайта – «Тетушкина история», «Древо человеческое» и «Фосс». В них центральные персонажи, отрезанные от нормального уклада жизни, обретают некое особенное знание, в котором их внутреннее «я» сливается с природным миром. С течением времени романы Уайта становились все более отмечены неприятием цивилизации и элементами мистицизма; в «Вивисекторе», затрагивающем проблему отчуждения художника, личные взаимоотношения трактуются как цепочка саморазрушительных коллизий.
Австралия, 2012, Патрик Уайт
Австралия, 2012, Патрик Уайт
Мальдивские острова, 1995, Патрик Уайт
Парагвай, 1977, Медаль Нобелевской премии по литературе
Швеция, 1985, Кенгуру