Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Писемский Алексей Феофилактович
(1820/1821—1881)

Писемский Алексей Феофилактович (1820/1821—1881)

Русский писатель. Родился 11 (23) марта 1820, по другим сведениям — 11 марта 1821 в с. Раменье Чухломского уезда Костромской губ. Потомок старинного, но обнищавшего дворянского рода, единственный выживший из десяти скончавшихся в младенчестве детей, окруженный любовью и строгостью патриархальной семьи, Писемский после окончания гимназии (где впервые проявились его литературная одаренность и интерес к театру) с 1840 жил в Москве. Окончил математическое отделение философского факультета Московского университета (1844), в котором проникся вольнолюбивым демократическим духом, затем около 10 лет был на государственной службе в Костроме и Москве. В «костромской» период установил связи с московскими литературными кружками и начал писательскую деятельность (роман на актуальную тему женской эмансипации «Боярщина», 1846, не пропущенный цензурой в печать; в 1848 опубликовал рассказ «Нина (Эпизод из дневника моего приятеля)», изложивший типичную историю превращения мечтательно-романтической девушки в приземленную мещанку). В числе московских друзей Писемского — знакомый ему со студенческих лет Островский, который опубликовал в «Москвитянине» повесть Писемского «Тюфяк» (1850), положившую начало литературной известности ее автора и определившую специфическую «физиологически» точную, фактографически бесстрастную манеру его прозы, раскрывающей в будничных картинах быта — в традициях горячо почитаемого писателем Гоголя и Гончарова — трагизм бесцельного существования «лишних» людей, затянутых тиной повседневности. Затем последовали многочисленные повести («Сергей Петрович Хозаров и Мари Ступицына. Брак по страсти», 1851), комедии («Горькая судьбина», 1859) и рассказы (часто очеркового характера, как «Комик», «Питерщик», «Ипохондрик») из жизни провинции, тепло встреченные публикой и критикой, особенно радикально-демократической (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), а также нравообличительные романы «Москвич в Гарольдовом плаще» (запрещен цензурой; вышел под названием «М-r Батманов») и «Богатый жених» (оба 1852).

В 1858 вышел роман «Тысяча душ» — центральное произведение Писемского, обозначившее усиление в его творчестве открыто тенденциозного, порою памфлетного начала, горько обличающего «убыль сердца» в современном обществе, зараженном антиромантическим практицизмом и на место идеала поставившем нового «идола» — комфорт. Широкий резонанс имел «антинигилистический» роман Писемского «Взбаламученное море» (1863), который, продолжая активную, с начала 1860-х антилиберальную публицистическую деятельность Писемского, демонстирует фальшь Крестьянской реформы 1861, доказывает неосновательность «шарлатанских» (и потому опасных) попыток «шестидесятников» изменить социальное устройство, высмеивает властителей дум радикальной молодежи — Герцена, Огарева, Чернышевского. После окончательного переезда в Москву в 1863 из Петербурга (где Писемский жил с 1857, издавая совместно с Дружининым антирадикалистский журнал «Библиотека для чтения») Писемский — один из помощников Каткова по редактированию «Русского вестника»; вскоре, третируемый как литературный поденщик, оставляет журнал. Постепенно отходит от литературных знакомств, теряя былую общительность и остроумие, становясь замкнутым и подозрительным, лишь в семье (жена — дочь известного в 1820—1830-х годах литератора Свиньина) находя успокоение, пока жизненные удары (самоубийство старшего и психическая болезнь младшего сына) не сводят его в могилу.

В последний московский период Писемский, тем не менее, много пишет: романы о современниках «Люди сороковых годов» (1869), «В водовороте» (1871; получил высокую оценку Льва Толстого), серия очерков из помещичьей жизни «Русские лгуны» (1865), произведения на темы русской истории XVIII века (драмы «Самоуправцы», первоначальное название «Екатерининские орлы»; «Поручик Гладков», обе 1867; «Милославские и Нарышкины», опубл. в 1886) и начала XIX века — роман «Масоны» (1880—1881), где лишь «вольные каменщики» — люди высоких духовных качеств — оказываются способными противостоять разрушающей власти денег. Обличение последней — основная тема драм Писемского «Ваал» (1873), «Просвещенное время» (1875), комедии «Финансовый гений» (1876) и романа «Мещане» (1877—1878), где, в противовес отвратительным для Писемского «героям времени» — дельцам, накопителям, по определению нравственно ущербным, — выдвигается образ утонченного и бездеятельного «барина-идеалиста», хранителя благородного духа рыцарства.


Россия, 1996, 175 лет со дня рождения Писемского

Реклама:

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня