Справочник «Сюжеты»
Сундукян Габриэл Мкртичевич
(1825—1912)
Армянский писатель, драматург. Один из зачинателей критического реализма в армянской литературе. Окончил в 1850 восточное отделение историко-филологического факультета Петербургского университета. В 1850 возвратился в Тбилиси и работал переводчиком при канцелярии наместника Кавказа, затем начальником хозяйственного отдела Кавказского управления дорог. Литературно-общественную деятельность начал в 1860-е. Сундукян — один из организаторов армянского театра, с которым тесно связана вся его литературная деятельность. Первая пьеса «Ночное чихание — к добру» поставлена в 1863 (изд. 1866). За ней следовали: «Переполох» («Хатабала», 1866, изд. 1881), «Оскан Петрович на том свете» (1866, изд. 1899), «Прочие, или Новый Диоген» (1869, изд. 1907), «Ещё одна жертва» (1870, изд. 1894), «Пэпо» (1871, изд. 1876), «Разорённый очаг» (1873, изд. 1883), «Супруги» (1888, изд. 1893). В последние годы жизни Сундукян создал пьесы «Любовь и свобода» (изд. 1910) и «Завещание» (1912), лишённые, однако, реалистичной силы его лучших произведений; в них писатель пытался разрешить социальные и этические конфликты в русле нравственного примиренчества. Его пьесы ознаменовали целый период в истории армянской драматургии. Сундукян отображал современную ему жизнь, утверждая победу реализма. Он вывел жанр комедии из рамок бытового водевиля и поднял его до уровня социальных обобщений. Сундукян показал процесс обуржуазивания армянского общества, обострение социальных противоречий. Реализм и демократизм Сундукяна нашли яркое выражение в пьесе «Пэпо», где создан образ героя из народа. В прозе Сундукяна наиболее значительна повесть «Варенькин вечер» (1877), где показана трагедия простого человека в условиях буржуазного быта. «Беседы Амала» и «Беседы Адида», написанные в жанре публицистического фельетона, обличают несправедливость и эксплуатацию. Пьесы Сундукяна переведены на многие языки мира.
СССР, 1950, Габриэл Сундукян
СССР, 1975, Габриэл Сундукян
СССР, 1976.05.21, Ереван. Габриэл Сундукян
СССР, 1975, Габриэл Сундукян