Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Серафимович Александр Серафимович
(настоящая фамилия Попов)
(1863—1949)

Серафимович Александр Серафимович (настоящая фамилия Попов)(1863—1949)

Русский писатель. Настоящая фамилия Попов. Родился в станице Нижне-Курмоярской Области Войска Донского (ныне Цимлянский район Ростовской области), сын полкового казначея, есаула Войска Донского. Рано осиротел (впечатления детства легли в основу серии его автобиографических произведений «Из детской жизни», 1898; «Поход», 1901; «Сережа», 1907; «Первые страницы», 1911; вместе с воспоминаниями, над которыми Серафимович работал в 1910-е, они должны были войти в исповедально-документальный и мемуарно-исторический роман «Писатель»). В 1883-1887 учился на физико-математическом факультете Петербургского университета, сблизился с революционно настроенными студенческими кругами. Был привлечен к дознанию по делу А. Ульянова (брата Ленина) и его товарищей, покушавшихся на жизнь императора Александра III, выслан в Архангельскую губернию (до 1890; позднее в повести «У холодного моря», 1909, в рассказах «Сопка с крестами», 1907, «Гуси», 1927 писатель воссоздаст образы и быт ссыльных «политических» на Севере).

С 1890 жил на родине, с 1892 — в Новочеркасске, с 1902 — в Москве, где вошел в круг Горького, печатался в руководимом им издательстве «Знание». В годы I мировой войны — санитар врачебно-продовольственного отряда. Безоговорочно приняв Октябрьскую революцию, энергично включился в культурное строительство республики (журналист в газетах «Известия» и «Правда», в 1918 организатор первого советского литературно-художественного журнала «Творчество», в 1927—1929 глава журнала «Октябрь», один из руководителей Наркомпроса).

Первые опубликованные рассказы Серафимовича «На льдине» (1889), «Снежная пустыня», «На плотах» (оба 1890) навеяны тяжкими впечатлениями архангельской ссылки. Внимание к народной среде и быту, связывающее Серафимовича с демократическими традициями русской литературы, проявилось во многих его рассказах и очерках, натуралистически ярко, лаконично и трезво описывающих отчаянное положение трудового человека в тисках несправедливого социального механизма («Стрелочник», 1891; «Маленький шахтер», 1895; «На заводе», 1898), искажение людских душ под властью собственнических инстинктов (рассказы о крестьянстве «Сухое море», 1914, «Фетисов курень», 1916; повесть «Пески», 1908, высоко оцененная Львом Толстым), первые факты открытого протеста, революционные события 1905 («Мертвые на улицах», «Снег и кровь», «Среди ночи», «Погром», «На Пресне», все 1906; «У обрыва», 1907, здесь впервые обозначается тяготение прозы Серафимовича к многозначным деталям, к «взрывному» синтаксису, лозунгово-публицистической лапидарности), антивоенные настроения и революционные брожения в страдающих массах периода I мировой войны (очерки «В Галиции», «Раненые», «На батарее», «Шрапнель», «Встреча», все 1915).

Обобщенную историю русского промышленного капитализма писатель пытается воссоздать в романе «Город в степи» (опубл. в 1923), где символическая биография «города» отмечена признаками «азиатчины», варварства, насилия и обмана. Главное произведение Серафимовича, ставшее одним из самых значительных явлений послеоктябрьской литературы, — роман «Железный поток» (1924). В нем писатель, опираясь на реальные события Гражданской войны (поход Таманской армии под командованием Ковтюха, в романе Кожуха, летом 1918), стремился передать правду не документально-историческую, как это сделал Фурманов в романе «Чапаев», «не фотографическую», по собственным словам Серафимовича, а »синтетическую, обобщенную». Поставив с этой целью в центр романа образ «массы» и включая резкий прозаический очерк событий в атмосферу высокой патетики, создаваемую энергией напряженного стиля и экспрессивным метафорическим языком, Серафимович в героико-романтическом плане изобразил процесс «революционного очищения» народа, превращения анархической стихии в закаленную силу сознательных борцов.

Среди других произведений писателя — серия очерков, основанных на впечатлениях от путешествия по Дону, побережью Черного моря и Кавказу, «По родным степям» (1912), «Скитания» (1913), «С сыном в горах» (1917); о коллективизации «По донским степям» (1931); пьесы «Марьяна» (1923) и «Именины в 1919 году» (1924), книги для детей и юношества («Мишка-упырь»); рассказы (в том числе о жизни кавказцев «Горное утро», «В Чечне», «Ингуши», все в конце 1910-х); военная публицистика; статьи о советских писателях, многим из которых Серафимович помогал и советом и делом. В 1943 писатель, один из признанных мэтров советской литературы, получил Государственную премию СССР.

Умер Серафимович в Москве 19 января 1949.


СССР, 1963, Александр Серафимович

СССР, 1963.01.19, Ленинград. Александр Серафимович

СССР, 1963.01.19, Москва. Александр Серафимович

СССР, 1963.01.19, Москва. Александр Серафимович

СССР, 1963.01.19, Серафимович. Александр Серафимович

Россия, 2003, Александр Серафимович

Россия, 2003, Музей Серафимовича

СССР, 1961, Музей Серафимовича в Серафимовиче

СССР, 1962, Музей Серафимовича в Серафимовиче

СССР, 1962, Александр Серафимович

СССР, 1962, Музей Серафимовича в Серафимовиче

СССР, 1979, Музей Серафимовича в Серафимовиче

СССР, 1982, Александр Серафимович

СССР, 1987, Александр Серафимович

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня