Справочник «Сюжеты»
Липатов Виль Владимирович
(1927—1979)
Русский писатель. Родился в Чите, отец — сотрудник читинской областной газеты «Забайкальский рабочий», мать — преподавательница литературы средней школы. В 1942 поступил в Новосибирский институт военных инженеров, затем перевелся на отделение истории Томского педагогического института (1948-1952, окончил экстерном). Младшекурсником начал работать в томской областной газете «Красное знамя», где опубликовал первые рассказы «Самолетный кочегар» и «Двое в тельняшках» (оба 1956). С 1958 жил в Чите, работал литературным секретарем газеты «На боевом посту» (1958—1959); в 1964—1966 — специальный корреспондент газеты «Советская Россия». В 1965 переехал в Брянск, в 1967 — в Москву.
В 1958 вышла первая книга Липатова — повесть «Шестеро», где в традициях советской «производственной» прозы идет речь о том, как во время бурана водители сумели провести через тайгу необходимые леспромхозу машины. Тема трудового подвига, рост и мужание человека в труде, взаимоотношения личности и трудового коллектива определяют и содержание последующих повестей Липатова «Капитан «Смелого», «Своя ноша не тянет» (обе 1959), «Глухая Мята» (1960), «Стрежень», «Зуб мудрости» (обе 1961), «Черный Яр», «Смерть Егора Сузуна» (обе 1963), а также примыкающей к ним пьесы «Земля не на китах» (1966).
Повесть «Чужой» (1964), поставившая вопрос о психологии современного мещанина, вызвала дискуссию в литературной критике, как и принесший Липатову всесоюзную известность цикл рассказов об участковом уполномоченном Анискине «Деревенский детектив» (1967—1968; одноименная пьеса, 1969). Последний, как и повести «Лида Вараксина» (1968) и «Сказание о директоре Прончатове» (1969), наиболее полно выявили характерные черты прозы Липатова: очерково-документальную основу сюжета, «фона» и образов, социальный характер конфликтов и принципиально оптимистическое доверие к человеческое натуре, всегда способной, по Липатову, правильно сформироваться (или исправиться) в процессе разумно налаженного трудового и нравственного взаимодействия с обществом.
Актуализированность «журналистского» подхода писателя к изображаемому диктовала не только известную простоту, четкость и фактографичность повествования, но и постепенное неизбежное усиление в его произведенеиях социальной критики. Одним из первых с конца 1960-х Липатов начал упорно и последовательно ставить вопрос о неблагополучии общества, в котором честный милиционер Анискин и талантливый инженер-«управленец» Прончатов вынуждены ловчить, нарушать официальные правила, чтобы принести пользу делу и людям, что вызывало полемические выпады ортодоксальной критики в адрес «деревенского Мегрэ» и «сибирского Остапа Бендера». В то же время внимательные критики отмечали и элементы «притчевости», определенной заданности ситуации в этих произведениях Липатова, что более четко обозначилось в романах «И это все о нем» (1974) и «Игорь Саввович» (1977). Почти фатальный характер носит здесь гибель положительного героя, комсомольца Евгения Столетова, обреченного на поражение самой системой, как и поражение Игоря Саввовича, «молодого таланта, увядшего на корню в условиях порочного застойного общества» (Г.Митин).
Утверждению вечных ценностей человеческого бытия — честного труда, искренней любви, крепкой и дружной семьи — посвящены повести Липатова «Еще до войны» (1971), «Житие Ванюшки Мурзина, или Любовь в Старо-Короткине» (1989), а также «Серая мышь» (1970), где с болью и грустью следит писатель за судьбой слабохарактерного, разрушившего себя водкой Семена Баландина, модификации шукшинского «чудика», деревенского правдоискателя, не находящего применения своим мечтаниям, изобретениям и благородным проектам и потому спивающегося. Особенно глубок социальный анализ в романе «Лев на лужайке» (1978—1979; опубл. в 1989—1990), повествующем о головокружительной газетной карьере «обаятельного конформиста». В повести «Выборы пятидесятого» (конец 1960-х; не опубл.) талантливый журналист, «мужчина в постели, в газете - проститутка», пишет очерк-«подвал» «Патриотка» о старой работнице, живущей в заливаемом водой подвале (многозначительная игра слов) и продолжающей славить Сталина. Писатель создает притчу-пародию об искаженном бытии и сознании рядового труженика советской эпохи.
Автор рассказов, очерков о современниках. Писатель много работал с литературной молодежью. Его произведения инсценировались, в том числе самим автором.
Умер Липатов в Москве 1 мая 1979.
Россия, 1999, 100 лет со дня рождения Жарова