Справочник «Сюжеты»
Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович (настоящая фамилия Мамин)
(1852–1912)
Русский писатель. Родился на Висимо-Шайтанском заводе Верхотурского уезда Пермской губ. в потомственной семье священнослужителя. Учился в Висимской начальной школе для детей рабочих (1860—1864), Екатеринбургском духовном училище (1866—1868), Пермской духовной семинарии (ушел после 4-го класса в 1872), на ветеринарном отделении Петербургской медико-хирургической академии (1872—1876, не окончил), на юридическом факультете Петербургского университета (1876—1877, ушел из-за материальных затруднений и обострившегося туберкулеза).
В 1877—1891 жил на Урале, преимущественно в Екатеринбурге (избирался гласным городской Думы); с 1891 — в Петербурге, Царском Селе и Павловске. В годы учения входил в кружок семинаристов-вольнодумцев, испытал воздействие идей Чернышевского, Добролюбова, Герцена, Лаврова, Писарева. Большое влияние на Мамина-Сибиряка оказала естественнонаучная литература. С 1875 в газетах «Русский мир» и «Новости» начал репортерскую работу, давшую, по его словам, знание «подноготной» жизни, «умение распознавать людей» и «страсть окунаться в гущу повседневности». В журналах «Сын отечества» и «Кругозор» публиковал остросюжетные истории, не лишенные, в духе Мельникова-Печерского, этнографической наблюдательности, рассказы о разбойниках, уральских старообрядцах, загадочных людях и происшествиях («Старцы», 1875; «Старик», «В горах», «Красная шапка», «Русалки», все 1876; «Тайны зеленого леса», 1877; роман «В водовороте страстей», авторское название «Виноватые», 1876). С 1872 Мамин-Сибиряк начал работу над задуманным под влиянием «Ругон-Маккаров» Золя первым произведением из цикла романов об уральских заводчиках «Приваловские миллионы». Опубликованный в 1883 в 5-й, окончательной редакции, этот роман, наряду с рассказами и очерками «В камнях» (впервые за подписью Д.Сибиряк), «На рубеже Азии», «В худых душах» (все 1882), «Золотуха», «Бойцы» (оба 1883), принес Мамину-Сибиряку репутацию видного писателя-«уральца», глубокого знатока «областной» жизни (созвучного одновременному развитию «областнической» литературы в Европе и предвосхитившего современную отечественную беллетристику, посвященную «малой родине»). Следующие романы «уральского» цикла — «Горное гнездо», «Дикое счастье» (оба 1884) упрочили литературные позиции Мамина-Сибиряка, долгие годы испытывавшего тяготы ежедневного многочасового репетиторства, безденежья и непризнания.
В задуманном как продолжение «Горного гнезда» романе «На улице» (1886) Мамин-Сибиряк переносит своих «уральских» героев в Петербург и, рассказывая о взлете и крахе некоего газетного предприятия, подчеркивает отрицательный характер социального отбора в «рыночном» обществе, где лучшие (наиболее «нравственные») обречены на нищету и гибель. Проблема поиска смысла жизни совестливым интеллигентом поднимается Маминым-Сибиряком в романе «Именинник» (1888), рассказывающем о самоубийстве земского деятеля. В то же время Мамин-Сибиряк явно тяготеет к народнической литературе с ее апологией человека труда, стремясь писать в стиле почитаемых им Глеба Успенского и Златовратского — в «беллетристическо-публицистической», по его определению, форме. В 1885 Мамин-Сибиряк написал пьесу «Золотопромышленники (На золотом дне)», не имевшую большого успеха. В 1886 был принят в члены Общества любителей российской словесности. Внимание литературной общественности привлек сборник Мамина-Сибиряка «Уральские рассказы» (тт. 1-2; 1888-1889), в котором сплав этнографических и познавательных элементов воспринимался в аспекте своеобразия художественной манеры писателя, отмечалось его мастерство пейзажиста.
Сложным процессам на Урале после Крестьянской реформы 1861 посвящен роман «Три конца. Уральская летопись» (1890); в жестких натуралистических подробностях описаны сезон золотодобычи в романе «Золото» (1892), голод в уральской деревне 1891—1892 в романе «Хлеб» (1895), передающем и трепетно-любовное отношение автора к исчезающим деталям стародавнего уклада (характерное и для цикла рассказов «Около господ», 1900). Сумрачный драматизм, обилие самоубийств и катастроф в произведениях Мамина-Сибиряка, «русского Золя», признаваемого одним из создателей отечественного социологического романа, явили одну из важных граней общественного умонастроения России конца века: ощущение полной зависимости человека от социально-экономических обстоятельств, выполняющих в современных условиях функцию непредсказуемого и неумолимого античного рока.
Красочным языком, мажорной тональностью отличаются исторические повести Мамина-Сибиряка «Братья Гордеевы» (1891; о демидовских крепостных, обучавшихся за границей) и «Охонины брови» (1892; их эпохи Пугачевщины на Урале). «Кряжистый», «сильный и смелый» и в то же время «желчно-насмешливый», по воспоминаниям современников, типичный «уральский человек», Мамин-Сибиряк пережил в 1892 счастье взаимной любви и горькую утрату любимой, скончавшейся при рождении их дочери Аленушки. Некоторую вялость, «инерционность» последующего письма отмечала критика в романах писателя «Весенние грозы» (1893; о повседневной жизни провинциальной интеллигенции), «Без названия» (1894; о трудовой артели, организованной богачом-филантропом для бедствующих интеллигентов), в сборниках рассказов «Ноктюрн» (1899), «Золотая муха» (1903). Одна из лучших книг Мамина-Сибиряка — автобиографический роман-воспоминание о петербургской юности «Черты из жизни Пепко» (1894); ему тематически близок роман «По новому пути» (1896) — о печальной судьбе курсистки в Петербурге. Тема художника, осознающего свою исчерпанность, звучит в связанном с проблемой декаданса и потому несколько неожиданном для писателя романе «Падающие звезды» (1899), повествующем о влечении русского скульптора к немой англичанке.
Классикой мировой литературы для детей стали многие произведения Мамина-Сибиряка, открывающие высокую простоту, благородную естественность чувств и любовь к жизни их автора, одухотворяющего поэтическим мастерством домашних животных, птиц, цветов, насекомых (сборник рассказов «Детские тени», 1894; хрестоматийные рассказы «Емеля-охотник», 1884; «Зимовье на Студеной», 1892; «Серая Шейка», 1893; «Аленушкины сказки», 1894—1896).
Умер Мамин-Сибиряк в Петербурге 2 (15) ноября 1912.
СССР, 1944, Запорожцы
СССР, 1944, Запорожцы
СССР, 1944, Запорожцы
СССР, 1952, Дмитрий Мамин-Сибиряк
СССР, 1956, Запорожцы
СССР, 1969, Запорожцы
Россия, 2002.11.06, Екатеринбург. Портрет Мамина-Сибиряка
Россия, 2002.11.12, Нижний Тагил. Портрет Мамина-Сибиряка
Россия, 2007.11.06, Екатеринбург. Дмитрий Мамин-Сибиряк
Россия, 2002, Портрет Мамина-Сибиряка
Россия, 2007, Дмитрий Мамин-Сибиряк
СССР, 1991, Запорожцы
Россия, 2002, 150 лет со дня рождения Мамина-Сибиряка
Россия, 2007, Дмитрий Мамин-Сибиряк
СССР, 1929, Запорожцы
СССР, 1930, Запорожцы
СССР, 1987.03.30, Бюст Мамина-Сибиряка