Справочник «Сюжеты»
Белинский Виссарион Григорьевич
(1811—1848)
Русский литературный критик, публицист. Отец Белинского — флотский лекарь, затем уездный врач. В 1816 семья переехала в Чембар (ныне Белинский) Пензенской губернии. В 1822—1824 Белинский учился в Чембарском уездном училище, в 1825—1828 в Пензенской гимназии (не окончил). В 1829 поступил на словесное отделение Московского университета. Участвовал в студенческом литературном «Обществе 11 нумера», читал здесь свою антикрепостническую романтическую драму «Дмитрий Калинин», чем навлек на себя гонения. В 1832 был исключен из университета. В 1831 в журнале «Листок» Белинский опубликовал стихи «Русская быль» и рецензию на «Бориса Годунова» Пушкина. В 1833 в «Телескопе» появились переводы Белинского из французских журналов. С осени 1833 Белинский стал посещать кружок Николая Станкевича, изучал философские системы Канта, Фихте, Шеллинга; позднее познакомился с Михаилом Бакуниным и вместе с ним изучал Гегеля. В 1834 в газете «Молва» (литературное приложение к «Телескопу») напечатана первая большая статья Белинского «Литературные мечтания», обратившая на себя внимание целостностью философской и эстетической концепции, смелым ниспровержением старых авторитетов и традиционных литературных представлений. Белинский стал главным критиком «Телескопа» и «Молвы».
В русской литературе в то время совершался переход от романтизма к реализму. Белинский провозгласил Гоголя — мастера изображать жизнь «во всей её наготе и истине» — главой современной русской литературы («О русской повести и повестях г. Гоголя»); подверг критике эпигонский романтизм 1830-х (повести Марлинского, стихи Бенедиктова), литературно-критические выступления «Московского наблюдателя», реакционную петербургскую журналистику. Осенью 1836 Пушкин намеревался привлечь Белинского к сотрудничеству в «Современнике», но не успел этого сделать.
В 1837 Белинский лечился от туберкулёза в Пятигорске, где произошла встреча его с Лермонтовым (они сблизились позднее, в 1840, в Петербурге). В 1838—1839 Белинский редактировал реорганизованный им «Московский наблюдатель». Журнал успеха не имел, так как в нём сказались настроения философского «примирения» Белинского с российской действительностью и воспринятого в этом духе положения Гегеля — «всё разумное действительно, всё действительное разумно». Эти воззрения отразились в статьях «Бородинская годовщина» (1839), «Менцель, критик Гёте» (1840), «Горе от ума» (1840). Осенью 1839 Белинский переехал в Петербург и был приглашен Краевским в «Отечественные записки». К весне 1840 был преодолён «примирительный» период. Белинский сблизился с Герценом, Тургеневым, Некрасовым и вскоре стал признанным вождём реалистического направления русской литературы. Он опубликовал годовые обзоры русской литературы (с 1840 по 1845), работу «Сочинения Александра Пушкина» (цикл из одиннадцати статей), статьи о произведениях Лермонтова, театральные обзоры. В 1842 Белинский вёл бурную полемику с К. Аксаковым по поводу «Мёртвых душ» Гоголя. В кружке друзей Белинский изучал историю французской революции (по Ф. Минье) и причислял себя к «монтаньярам» (левая партия Конвента). Его революционно-демократические взгляды оформляются окончательно в статьях «Речь о критике» (1842), «Парижские тайны» (1844). Белинский возглавил натуральную школу, объединявшую последователей Гоголя.
Разногласия с Краевским привели к уходу Белинский в 1846 из «Отечественных записок». Он терпел нужду, болезнь лёгких прогрессировала. Летом 1846 Белинский с Михаилом Щепкиным совершил поездку по Югу России. С января 1847 по май 1848 Белинский руководил критическим отделом журнала «Современник», издававшимся Некрасовым и Панаевым, где опубликовал годовые обзоры «Взгляд на русскую литературу 1846 года», «Взгляд на русскую литературу 1847 года», «Ответ «Москвитянину», в которых в окончательном виде изложил свою концепцию истории реализма в русской литературе. Белинский охарактеризовал значение натуральной школы, представленной в произведении Герцена, Гончарова, Тургенева, Достоевского, Григоровича. С мая по октябрь 1847 Белинский лечился за границей. Его сопровождали Тургенев и Анненков. В июле 1847 в Зальцбрунне Белинский написал «Письмо к Гоголю» по поводу «Выбранных мест из переписки с друзьями» (1846), в котором, не стесняемый цензурой, сформулировал своё «политическое завещание» и призвал великого писателя вернуться на прежний путь реализма и сатиры. Революция 1848 во Франции усилила цензурно-полицейский террор в России. Белинского вызывали в Третье отделение; только смерть спасла его от ареста и заключения в крепость.
В «Письме к Гоголю» Белинский требовал полного освобождения крестьян, отмены телесных наказаний и соблюдения элементарной законности в стране. Белинский был противником славянофильской идеализации русской патриархальности, но выступал и против некритического отношения некоторых либералов-западников к европейским буржуазным порядкам. Он знал, что капитализм — новое рабство для народа, но России не миновать буржуазного пути развития. Человечество, однако, не остановится и на буржуазном этапе, на смену ему придёт социализм. При этом Белинский в популярных тогда системах утопического социализма (Сен-Симон, Фурье) ценил только критическое начало.
Белинский сделал литературную критику выражением целостного философского миросозерцания. Глубоко постигнув диалектику Гегеля, Белинский разработал объективные, исторические критерии искусства, порвав с вкусовой «романтической» критикой. Он развил диалектическую «идею отрицания», как второе важнейшее звено в познании жизни, после её «приятия» как непреложного факта. К середине 1840-х Белинский стал материалистически решать многие вопросы философии. Он оспаривал позитивизм О. Конта (в изложении Литтре) и указывал, что духовную деятельность человека нужно отличать от его физической деятельности, но не отделять, как нечто независимое от неё (письмо к Боткину от 17 февраля 1847). Белинский знал о философии Фейербаха, но материализм не приобрёл у него конкретной формы «антропологического» материализма.
Философские взгляды Белинского были методологической основой для разработки его эстетики. Он стал основоположником русской реалистической эстетики и литературной критики.
Белинский определял искусство как «мышление в образах». Искусство тождественно с наукой по содержанию, отличаясь от неё по форме. Оно не терпит отвлечённых представлений, а типизирует действительность в конкретно-чувственных образах. Но создания поэта - не копии с действительности, а как бы второй, повторённый мир, как возможность, получившая своё осуществление; художник воспроизводит её с сознанием цели, «заражает» определёнными идеями, пониманием жизненных противоречий. Из всех форм искусства высшая - это поэзия, искусство слова: здесь «форма» адекватна мысли. Роды поэзии — эпос, лирику, драму — Белинский рассматривал как различные стороны познания, с точки зрения «взаимных отношений сознающего духа — субъекта к предмету сознания - объекту». Из всех жанров Белинский выделял роман и повесть как «эпос новейшего мира», наиболее ёмкие формы изображения сложной современности. Долгое время Белинский, вслед за Шеллингом, утверждал, что творчество «бессознательно». Ему было важно подчеркнуть вечность, устойчивость искусства, независимость от конъюнктурных моментов, заказов политики «официальной народности». Философская эволюция Белинского от идеализма в духе Шеллинга, а затем Гегеля к материализму Фейербаха сказалась и в его эстетических воззрениях. От отвлечённого понимания искусства как мышления в образах он пришёл к пониманию искусства как образного воспроизведения жизни. Белинский отказался от тезиса о «бессознательности» творчества. Он подчёркивал как положительный факт, что молодые писатели натуральной школы отличаются от своего учителя Гоголя тем, что творят «сознательнее» его, вооружены передовыми теориями.
Вначале Белинского употреблял нерасчленённо понятия национальность и народность, сводя их сущность к верности передачи быта, нравов, жизненного колорита. Но с середины 1840-х Белинский начал расчленять эти понятия, всё более придавая понятию народности демократическое содержание. Народность заключалась для Белинский уже не только в правде жизни, но и в критике крепостничества.
Белинский считал, что критика — это «движущаяся эстетика». Требуя от литературной критики конкретно-исторического подхода к явлениям искусства, Белинский считал, что она должна откликаться на все живые вопросы современности. Белинский был «центральной натурой» идейной и политической борьбы 1830—1840-х в России. Он сочетал философское мышление и литературно-критический талант и пафос революционного публициста. Своё творчество Белинский подчинял задачам борьбы против крепостничества, за развитие общественного сознания и русской реалистической литературы. Традиции его критики продолжены Чернышевским и Добролюбовым.
Россия, 2009, Иллюстрации к произведениям Гоголя
СССР, 1948, Виссарион Белинский
СССР, 1948, Виссарион Белинский
СССР, 1948, Виссарион Белинский
СССР, 1952, Гоголь и Белинский
СССР, 1956/1957, Виссарион Белинский, его труды
СССР, 1961, Виссарион Белинский
СССР, 1964, Лермонтов и Белинский
Россия, 2011.06.10, Москва. Виссарион Белинский
Россия, 2011.06.11, Пенза. Виссарион Белинский
СССР, 1961.06.13, Белинский. Виссарион Белинский
СССР, 1961.06.13, Ленинград. Виссарион Белинский
СССР, 1961.06.13, Москва. Виссарион Белинский
СССР, 1961.06.13, Томск. Виссарион Белинский
Россия, 2010, Пушкин и Смирдин, слова Белинского
СССР, 1958, Памятник Белинскому в Пензе
СССР, 1960, Виссарион Белинский
СССР, 1973, Памятник Белинскому в Пензе
СССР, 1977, Памятник Белинскому в Белинском
СССР, 1978, Дом-музей Белинского
СССР, 1984, Памятник Белинскому в Пензе
Россия, 2011, Виссарион Белинский
СССР, 1965.01.26, Памятник Белинскому в Пензе
СССР, 1976.07.23, Музей Белинского в Белинском
СССР, 1979.04.28, Памятник Белинскому в Пензе
СССР, 1981.12.15, Памятник Белинскому в Белинском
СССР, 1985.03.29, Памятник Белинскому в Пензе
СССР, 1986.05.06, Памятник Белинскому в Пензе
СССР, 1990.12.13, Музей Белинского в Белинском
СССР, 1990.12.13, Училище Белинского в Белинском
СССР, 1990.12.13, Памятник Белинскому в Белинском
СССР, 1990.12.13, Памятник Белинскому в Белинском
СССР, 1990.12.13, Музей Белинского в Белинском
СССР, 1990.12.13, Музей Белинского в Белинском