Справочник «Сюжеты»
Павленко Петр Андреевич
(1899—1951)
Русский писатель, киносценарист. Родился в Петербурге в семье мелкого чиновника и учительницы. Из-за болезни матери (туберкулез) семья перебралась в Тифлис. Жили в беднейшем районе города в доме революционера Петра Монтина, убитого в 1905. Окончив в 1917 Тифлисское реальное училище, Павленко поступил в Бакинский политехнический институт, где тесно связал себя с большевиками. В годы учебы пробовал себя в публицистике, прозе и поэзии. В мае 1920 добровольцем вступил в части Красной Армии, устанавливавшие советскую власть в Азербайджане; в том же году принят в РКП(б). В конце 1921 был демобилизован по состоянию здоровья и переведен на работу в Закавказский партийный краевой комитет, выступал на страницах тифлисской газеты «Красный воин», созданной Кировым и редактировавшейся некоторое время Фурмановым. В 1924 был избран делегатом XIII партийного съезда. В 1924—1927 служил в советском торгпредстве в Турции, много путешествовал по Малой Азии, побывал также в Греции, Италии, Франции. С 1925 в газетах «Заря Востока» и «Известия» (Одесса) публиковал статьи, очерки и рассказы из турецкой жизни под псевдонимами Суфи, Сафи. Тогда же написал «Тринадцатую повесть», посвященную Лермонтову. По предложению Всеволода Иванова начал работу в журнале «Красная новь».
В Москве быстро вошел в литературную среду столицы, сблизился с группой «Перевал», культивировавшей «искренность» и интуицию в искусстве и обращавшей особое внимание на литературную технику и формальный изыск, что отразилось на первом в московской периодике рассказе Павленко (совм. с Борисом Пильняком) «Лорд Байрон» (1928), а также в его написанных ярко и остро, в причудливом «ориентальном» стиле неоромантических «восточных» сборниках «Азиатские рассказы» (1929), «Стамбул и Турция» (1930), «Анатолия» (1932). Вскоре отошел от «Перевала», не приняв его «инертность в литературе», «любовь к малой своей… одиночной теме», принципиальную аполитичность. По инициативе Павленко группа писателей в 1930 ездила в Туркмению; общение со спутниками — Тихоновым, Ивановым, Леоновым, Луговским, Санниковым — он расценивал впоследствии как важный этап своего творческого становления. Опубликованные по впечатлениям от Средней Азии повесть «Пустыня» (1931) и сборник «Путешествие в Туркменистан» (1932), отмечены отточенностью формы и остротой социального наблюдения.
В 1932 вышел в свет документальный роман Павленко о Парижской коммуне «Баррикады», сдержанно оцененный критикой. Активный «общественник», Павленко был включен в оргкомитет Первого съезда советских писателей (1934), затем избран в правление Союза писателей, на долгие годы определив за собой высокое место в иерархии советской бюрократии. В 1932—1938 редактировал журнал «30 дней», стал одним из ближайших помощников Горького в организаторской работе по журналу «Колхозник», альманахам «Год XVI», «Год XVII» и «Дружба народов». В середине 1930-х работал над романом «На Востоке» (первоначальное название «Судьба войны»), задуманном как эпическое произведение о социалистическом освоении Дальнего Востока, где прогнозируются геополитические военные катаклизмы, в результате которых Китай, Индия и Индонезия встают под знамена мировой революции. Рыхлость композиции и схематизм образов не помешали советской общественности с энтузиазмом воспринять эту боевую интернациональную утопию (опубл. в 1936—1937), внушающую к тому же мысль о неизменной победоносности Красной Армии и безусловном приоритете «общего» дела над личной судьбой. Успешными стали и драматургические опыты Павленко — сценарий одного из культовых советских фильмов «Александр Невский» (1938; совм. с реж. С.М.Эйзенштейном; Сталинская премия, 1941).
В качестве журналиста участвовал в финской кампании, в присоединении к СССР Западной Украины; в годы Великой Отечественной войны — фронтовой корреспондент газет «Правда» и «Красная Звезда». Демобилизовавшись в связи с ранением и обострением давнишнего туберкулеза, в 1945 переехал в Крым, где работал над романом о человеке, искалеченном войной, — «Счастье» (1947; Сталинская премия, 1948). В отличие от героев Симонова и Полевого, совершающих высокий воинский подвиг, не лишенный автобиографических черт герой Павленко, полковник Воропаев, приехавший на крымский берег для лечения, доказывает свое мужество будничным противостоянием разрушительным последствиям войны, преодолением собственного несчастья через осознание всеобщей победы и своей причастности к «правильному» повороту истории. Строго следуя канонам социалистического реализма, эволюционировавшего в конце 1940-х в сторону «лакировки действительности» и безудержного культа личности вождя, роман порождал ситуации, образы и метафоры очевидного эстетического безвкусия, в то же время подкупая наивным оптимизмом, жизнеподобной точностью многих конкретных зарисовок, характерным павленковским юмором. В том же ключе созданы киносценарии «знаковых» фильмов апогея культа личности «Клятва» (1946; Сталинская премия, 1947) и «Падение Берлина» (1949; Сталинская премия, 1950, режиссер обоих фильмов М.Э.Чиаурели).
В 1949—1951 писатель активно участвовал в общественно-политической жизни страны как депутат Верховного Совета СССР и секретарь Крымской писательской организации, нередко проявляя в этом качестве догматизм и нетерпимость, однако есть свидетельства его поддержки местной творческой интеллигенции; основал и редактировал альманах «Крым»; с 1947 член редколлегии журнала «Знамя». Был участником международных конференций, по следам которых опубликовал выдержанные в официозном духе «холодной войны» книги «Американские впечатления» (1949), «Молодая Германия», «Итальянские впечатления» (обе 1951). При этом созданные тогда же рассказы «Рассвет», «Голос в пути», «Осенняя заря», «Ночь в Гелати», повесть «Степное солнце» (все 1949) отмечены теплом авторского чувства, романтичны по настрою, написаны ясным и емким языком. Незаконченным остался «коммунистический международный роман» о жизни советского государства с предвоенных лет и коммунистическом движении в различных странах мира (завершена лишь 1-я часть — «Труженики мира», опубл. в 1952, о строителях ферганского канала).
Безоговорочно восприняв мифы и догмы своего времени, Павленко явил собой характерный для сталинской эпохи тип писателя-функционера, высшим долгом которого почиталась лояльность власти как знак самоотверженного служения народному благу.
Умер Павленко в Москве 16 июня 1951.
Чехословакия, 1951, Кадр из фильма «Падение Берлина»
Чехословакия, 1951, Кадр из фильма «Падение Берлина»
СССР, 1988, Петр Павленко