Справочник «Сюжеты»
Нилин Павел Филиппович
(1908—1981)
Русский писатель. Лауреат Государственной премии СССР (1941). Родился в Иркутске в семье ссыльного поселенца из крестьян. В начале трудовой жизни был слесарем, кочегаром, служил в уголовном розыске, отразив полученный опыт в первых заметках и фельетонах в иркутской газете «Власть труда». Настойчиво занимался самообразованием, много ездил по стране. С 1929 в Москве, сотрудник газет «Гудок», «Известия», «Совхозной газеты», журнала «Наши достижения». Первая книга — «Человек идет в гору. Очерки обыкновенной жизни» (1936) посвящена шахтерам Донбасса. Написанная в духе времени, полная восхищения «героями труда» и «ударниками пятилеток», она тяготела к документальной достоверности, отличаясь особым, свойственным Нилину вкусом к повседневной, «обыкновенной жизни», верой в человеческую доброту и крепость рабочих рук, что выразилось и в рассказах писателя («Любимая девушка», 1936, одноимен. фильм, 1940; «Знаменитый Павлюк», 1938; «Последняя кража», 1938, где виртуозный взломщик сейфов сталкивается с проницательным следователем Журом, одним из героев нилинских повестей 1950-х; «О любви», 1940, — первоначальный набросок повести «Жестокость»). Почти неизбежные при этом черты упрощенной беллетризации проявились в повести Нилина «Памяти мистера Чепракова» (1937) и в принесшем ему признание сценарии 1-й серии фильма «Большая жизнь» (1940, реж. Л.Луков) — кинематографической версии романа «Человек идет в гору».
В годы Великой Отечественной войны Нилин — военный корреспондент газеты «Правда», автор очерков и рассказов о жизни фронта. Восстановлению разрушенного войной Донбасса был посвящен сценарий 2-й серии фильма «Большая жизнь» (1946, реж. Луков; выпущен на экран в 1958). Фильм вызвал резкое постановление ЦК ВКП(б) и вслед за ним шквал критических статей, тяжело переживавшихся писателем.
В «колхозной» пьесе «На белом свете» (1947) и романе о шахтерах «Поездка в Москву» Нилин, по-видимому, желая дать доказательства требуемого от него признания ошибок, в русле официозной «лакировки действительности», с закономерной художественной неубедительностью изобразил вчерашнего фронтовика, Героя Советского Союза, чудесным образом в считанные месяцы едва ли не из пепла возродившего колхоз, и шахтера в парадной одежде, триумфально чествуемого за трудовые подвиги в Кремле.
Гораздо более плодотворным оказывается обращение Нилина в середине 1950-х к нравственным и социальным проблемам реальной действительности (рассказы «Жучка», «Знакомство с Тишковым», оба 1955; «Марья Ивановна», 1959). Возвращаясь к впечатлениям юности, Нилин пишет повести «Испытательный срок» и «Жестокость» (обе 1956). В первой из них на хорошо знакомом автору материале таежной «зоны», судеб уголовников и представителей закона, в документально-сдержанной манере, с бытописательной конкретностью и психологической точностью показано противостояние двух молодых людей, стажеров-претендентов на освободившуюся должность работника уголовного розыска. Симптоматично при этом, что по мнению их старшего товарища, опытного и разумного Жура (вариант «авторского» голоса), в борьбе с преступниками предпочтительнее не позиция энергичного и решительного Зайцева, уверенного в том, что «пора кончать эту публику» (ему бы надо идти в палачи, считает Жур), а стеснительного, сомневающегося Егорова с его тотальным состраданием ко всем и каждому и стремлением понять, прежде чем осудить.
Подобный взгляд, оказавшийся созвучным общему умонастроению периода обличения культа личности Сталина и творимых в стране беззаконий, нашел еще более отчетливое выражение в «Жестокости», обращенной к событиям Гражданской войны. Здесь человеколюбивый принцип молодого уполномоченного Веньки Малышева (героя, возможно, автобиографического): надо не только стрелять, но и перевоспитывать, убеждая в преимуществах советского строя и не нарушая при этом общепринятых законов чести (необходимо, например, держать слово, данное готовому сдаться противнику), сталкивается со стеной жестокости, железной уверенностью его коллег в том, что именно непримиримостью и беспощадностью к врагу доказывается преданность новой власти.
В повести «Через кладбище» (1962), рассказывающей о борьбе белорусских партизан в годы Великой Отечественной войны, также на первом плане этические проблемы, нравственная чистота как главное условие и цель победы над фашизмом.
Среди других произведений Нилина — рассказы «Дурь» (1973), «Впервые замужем» (1978), очерки, путевые заметки.
Умер Нилин в Москве 2 октября 1981.
Россия, 2008.01.16, Иркутск. Павел Нилин
Россия, 2008, Павел Нилин
СССР, 1987, Павел Нилин