Справочник «Сюжеты»
Полежаев Александр Иванович
(1804, по другим данным 1805 или 1806—1838)
Русский поэт. Родился в селе Покрышкино (по др. данным в селе Рузаевка) Инсарского уезда Пензенской губернии. Внебрачный сын пензенского помещика Л. Н. Струйского и его дворовой Аграфены Федоровой, выданной после рождения сына за мещанина Саранска Ивана Полежаева, вскоре исчезнувшего. Мать через несколько лет умерла, оставив малолетнего сына. В августе 1816 Полежаев был перевезен в Москву, где обучался в пансионах (при губернской гимназии и в частном пансионе швейцарца Визара, иронически охарактеризованном в поэме «Сашка»).
По тогдашнему законодательству «незаконнорожденный» Полежаев не мог быть принят в университет и в сентябре 1820 стал вольнослушателем словесного отделения Московского университета. Сошелся с либерально-демократическим разночинным студенчеством, в среде которого в 1827 сложился тайный революционный кружок братьев Критских, по делу которых позднее привлекался и Полежаев. Оппозиционным настроениям поэта способствовала нужда: помощь Струйских внуку была недостаточной, из-за безденежья приходилось часто прерывать учебу.
Впервые в печати Полежаев выступил в 1826 в журнале «Вестник Европы» со стихотворным переводом из легендарного кельтского барда Оссиана «Морни и тень Кормала». Антимонархическим пафосом, политической злободневностью (отклик на события 1825) проникнуто торжественно-обличительное стихотворение Полежаева «Валтасар» — вариация на тему 5-й главы Книги пророка Даниила, повествующей о гибели восточного деспота.
Наряду со стихами, опубликованными в »Вестнике Европы» и альманахах, Полежаев создал несколько повестей в стихах, ходивших списками в студенческой среде, в том числе поэму «Сашка» (1825), пародийно стилизованную в манере только что вышедшей в свет первой главы «Евгения Онегина» Пушкина («Мой дядя человек сердитый…»), полную дерзкого юмора, остроумных и едких характеристик общественных явлений и лиц, сатирических выпадов против университета и других институтов самодержавия, в которой главный герой — студент-повеса, плебей, наблюдательный насмешник и озорник вместе со своими друзьями, служителями «буйственной» свободы, веселым разгулом протестует против ханжества религиозной и светской морали и всего лицемерного социума.
В июне 1826 рукопись «Сашки» была доставлена Николаю I, который заставил автора прочитать поэму вслух, заключив слушание резюме: «Это все еще следы, последние остатки; я их искореню!», и 28 июля приказал только что окончившего университет Полежаева отдать в солдаты. Служба в Бутырском пехотном полку в Москве, подземный каземат при Спасских казармах в 1828 (по делу кружка Критских, одному из членов которого Полежаев передал текст вольнодумно-бунтарской песни Рылеева и Бестужева-Марлинского «Близ Фонтанки-реки»), участие в боях на Северном Кавказе, в районе крепости Грозная, в горах Дагестана и Чечни (1829—1833), когда в октябре 1831 за »отличное мужество» он был безуспешно представлен к производству в офицеры, недолгие передышки в походах и на стоянках в казачьих станицах, — все это стало биографическим фоном нового, зрелого этапа творчества Полежаева, напитанного скорбью изгнанничества и отверженности в сочетании с элегической, в том числе религиозной, медитативностью и мятежностью («Песнь пленного Ирокезца», 1826—1828), проникнутого мотивами атеистическими (поэма «Арестант», 1828), предвосхищающими поэзию Лермонтова философско-»демоническими» (стих. «Демон вдохновенья», 1833; «Духи зла», 1834) и сатирико-инвективными (стих. «Четыре нации», 1827; послание другу Полежаева «Александру Петровичу Лозовскому», 1828, опубл. в 1829—1830, впоследствии сохранившему большую часть литературного наследия поэта). В этих произведениях «поэтизмы», сменяемые намеренной огрубленностью, простонародной, даже вульгарной лексикой, и смирение, перебиваемое пылким эротизмом, в совокупности создавали образ страдающего и страстного лирического героя, тяготеющего к импровизации и исповеди, склонного к саморефлексии и экспрессии в рамках романтического противопоставления «существенности», «внешности» — идеальному и духовному.
Особая тема — «Полежаев и Кавказ». Казачий фольклор питал его стихотворения «Ночь на Кубани», «Казак», «Русские песни», стилизованные под народные распевы, и вошедшие в российский культурный быт стихотворения «Архалук» и известный с музыкой Алябьева и Гурилева «Сарафанчик». Военные будни отразились в поэмах «Эртели» (1830) и »Чир-Юрт» (1832), почти документальных в своей натуралистической подробности описания. Лирические стихотворения «Герменчугское кладбище», «Акташ-Аух», «Мертвая голова» раскрывают передают сострадание поэта покоряемым народам Чечни и Дагестана. Окрашенные байронизмом, близкие декабристской поэтике тираноборческие мотивы звучат в психологических поэмах Полежаева на исторические сюжеты «Видение Брута» (1833) и «Кориолан» (1834, опубл. в 1838), в стихотворениях «Вечерняя заря» (1826—1828, опубл. в 1829), «Живой мертвец» (опубл. в 1830), «Цепи» (опубл. в 1831), «Рок», «Песнь погибающего пловца», «Ожесточенный» (все опубл. в 1832), где героем, как правило, выступает «неизменный друг свободы», поэт, вступающий в безнадежно-трагический конфликт со всевластными притеснителями.
При этом Полежаев порывал с укоренившейся в русской литературе традицией кавказской экзотики, делая постоянным романтическим персонажем своей лирики не скучающего или эстетствующего путешественника, но солдата в шинели с »ратной сумой», впервые введя этот образ в отечественную поэзию (от имени солдат было им также написано в манере декабристских агитационных песен стихотворение «Ай, ахти! Ох, ура», опубл. в 1925).
В 1833 поэт-солдат возвратился в Москву, где радость активной литературной работы была отравлена новыми доносами и преследованиями, в том числе цензурными, искажающими или задерживающими его книги (сборники «Разбитая арфа», опубл. под назв. «Арфа» в 1838; «Часы выздоровления», опубл. в 1842).
Развившаяся в годы службы чахотка, жестокое наказание розгами, которому поэт был подвергнут за самовольный побег на несколько дней из полка, вызвали резкое ухудшение здоровья. В сентябре 1837 Полежаев был отправлен в Лефортовский военный госпиталь, где спустя несколько месяцев скончался, получив перед смертью долгожданный приказ о производстве в чин прапорщика. Герцен, вместе с Огаревым способствовавший распространению стихов Полежаева и сведений о нем за рубежом, с горькой иронией писал: Николай I »за чахотку произвел Полежаева в офицеры».
Одна из самых трагических фигур русской культуры, обозначивший «мост» от декабристов к Лермонтову и Некрасову, от «дворянского» к »разночинному» этапу развития гражданской поэзии, известный также переводами французских просветителей и романтиков, Полежаев был высоко ценим Добролюбовым и Белинским (отмечавшим, однако, определенную склонность поэта к риторике и романтическим шаблонам в духе Жуковского, натуралистическую незрелость его бытописания, недоработанность стиха) и уже во второй половине XIX века получил достойное его творчества признание.
СССР, 1958, Памятник Полежаеву в Грозном
СССР, 1959, Памятник Полежаеву в Грозном
СССР, 1972, Памятник Полежаеву в Саранске
СССР, 1974.04.24, Памятник Полежаеву в Саранске