Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Форш (урождённая — Комарова) Ольга Дмитриевна
(1873—1961)

Форш (урождённая — Комарова) Ольга Дмитриевна (1873—1961)

Русский прозаик. Родилась в крепости Гуниб в Дагестане в семье генерала Д. Комарова, начальника округа Среднего Дагестана. Мать умерла очень рано, и воспитанием детей генерала занималась бонна, впоследствии вышедшая замуж за Комарова. После смерти мужа она сразу отдала свою падчерицу в сиротский институт в Москве. Позже будущая писательница училась живописи в рисовальных школах Киева и Одессы, а также в мастерской Чистякова при Академии художеств.

В 1891 участвовала в борьбе с голодом в Тульской губернии, работала в «толстовских столовых».

В 1908 в журнале «Русская мысль» был напечатан ее первый рассказ под названием «Был генерал». В этом году было опубликовано три рассказа: «Медведь Панфамил», «За жар-птицей», «Застрельщик». В ранних произведениях: «Рыцарь из Нюрнберга» (1908), незавершённый роман «Богдан Суховской» (первоначальное название — «Дети земли», 1910) — определился интеллектуализм прозы Форш, характерные черты её героя: неудовлетворённость действительностью, духовные поиски, мятежное начало.

До революции Форш жила и работала учительницей рисования в Царском Селе и много печаталась в разных петербургских журналах. Вскоре после Октябрьской революции уехала в Москву работать в Отделе реформы школы, заняв должность помощника заведующего «эстетическим развитием народа». Впечатления от этого времени позже будут отражены в книге «Московские рассказы».

В последующие годы работала в Киевском Всеиздате, затем переехала в Петроград. 1923 стал поворотным в творчестве писательницы, перешедшей от работы над рассказами к своему историческому роману — «Одеты камнем» (1924—1925), имевшему большой успех и раскрывшему истинный талант писательницы.

В 1926 вышел исторический роман «Современники», посвященный судьбам Гоголя и художника Иванова. В 1930-е Форш работала над трилогией «Радищев» (ч. 1 — «Якобинский заквас», 1932; ч. 2 — «Казанская помещица», 1934—1935; ч. 3 — «Пагубная книга», 1939), которая окончательно утвердила ее в качестве одного из ведущих исторических прозаиков. Времена Павла I рисует ее следующая книга — «Михайловский замок» (1946) о трёх поколениях русских зодчих (Баженов, Воронихин, Росси).

В романах «Сумасшедший корабль» (1931) и «Ворон» (первоначальное название — «Символисты», 1933) Форш рисует жизнь петроградской художественной интеллигенции в начале XX века и в первые послереволюционные годы, создаёт портреты современников (Горький, Блок, Сологуб). Экспрессивность стиля, мастерство психологических характеристик, острое чувство эпохи — основные черты прозы Форш. Ей принадлежат рассказы, изображающие предреволюционный быт города и деревни (сборники «Обыватели», 1923; «Вчерашний день», 1933), книги сатирических рассказов на зарубежные темы «Под куполом» (1929), киносценарии «Дворец и крепость» (1924, совместно с Щёголевым), «Пугачев» (1936), пьесы «Причальная мачта» (1929), «Сто двадцать вторая» (1937). Последним ее крупным произведением стал роман о декабристах «Первенцы свободы» (1950—1953).


СССР, 1963, Ольга Форш

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня