Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Кожевников Вадим Михайлович
(1909—1984)

Кожевников Вадим Михайлович (1909—1984)

Русский писатель. Герой Социалистического Труда (1974). Родился в Нарыме Томской губернии в семье врача-политического ссыльного. В 1925 переехал в Москву. В 1933 окончил литературно-этнологический факультет МГУ, был журналистом, разъездным корреспондентом. Во время Великой Отечественной войны работал во фронтовой печати, с 1943 — член Коммунистической партии, корреспондент газеты «Правда». С 1949 — главный редактор журнала «Знамя».

Печатался с середины 1920-х, с нарастающей активностью с конца 1930-х. Выпустил сборник рассказов «Ночной разговор» (1939), повести «Степной поход» (1939), «Великий призыв» (1940, посвященный обороне Царицына) и «Грозное оружие», (1941, адресована детям). Событиям войны посвящены рассказы Кожевникова, в том числе принесший ему известность «Март-апрель» (1949, о десантниках, заброшенных в тыл врага, и о любви, пробудившейся в трудных военных буднях), сборники «Рассказы о войне», «Мера твердости» (оба 1942), «Любимые товарищи» (1943), «Дорогами войны» (1955); романы «Заре навстречу» (кн. 1—2, 1956—1957), «Щит и меч» (1965), «В полдень на солнечной стороне» (1973), «Корни и крона» (1982), повести «Знакомьтесь, Балуев!» (1960), «Всю неделю дождь», «День летящий» (обе 1962) и «Особое подразделение» (1969; Государственная премия СССР, 1971); «В дальнем плавании» (1977), «Белая ночь», «Полюшко-поле», «Пустыня» (все 1978), «Поле жизни», «Так было», «Там, где нет ни пыли, ни мух» (все 1979), сборники рассказов «Это сильнее всего» (1946), «Мальчик с окраины» (1953), «Дерево жизни» (1977), книги статей и очерков («Годы огневые», 1972), очерков и рассказов о Китае («В великом Народном Китае», 1952; «Живой мост», 1954; «Тысяча цзиней», 1955, и др.). Автор пьесы «Судьба Реджинальда Дэвиса» (1947, совм. с И. Л. Прутом) и наиболее известной «Огненная река» (1949), сценариев кинофильмов (в том числе китайско-советского художественного фильма «Ветер с Востока» (1958, совм. с Ли Шаном).

Постоянно выступал в прессе с публицистическими очерками (например, клеймящими капиталистическую цивилизацию, угрожающую человечеству ядерной войной) и литературно-критическими статьями, фельетонами; вел активную общественную деятельность; был депутатом Верховного Совета СССР (с 1966). Проявил себя воинствующим поборником метода социалистического реализма и как художник, и как критик, и как один из организаторов «литературного процесса» (руководимая им редколлегия журнала «Знамя» в 1960 передала роман Гроссмана «Жизнь и судьба» в ЦК КПСС, заподозрив его в идеологических ошибках).

Рассказы и очерки Кожевникова 1930-х возникли преимущественно в результате поездки на стройки и заводы. Непосредственные впечатления легли в основу и «военных» и «производственных» романов, повестей и рассказов Кожевникова. В развитие жанра последних в советской литературе Кожевников внес существенный вклад в русле ортодоксальных установок «соцреализма» (характерно его утверждение принципиальной важности изображения «рабочей династии как части могучего заводского коллектива и — шире — как неотъемлемой части класса, ответственного за судьбы страны и мира»). В судьбах ведущих героев повестей «Петр Рябинкин» и «Особое подразделение», составляющих своего рода дилогию, тесно связаны фронтовая жизнь и мирный труд: Рябинкин становится талантливым командиром благодаря своей рабочей закалке, а Степан Буков, герой «Особого подразделения», свой опыт танкиста после войны применяет в должности машиниста экскаватора. Романы Кожевникова «В полдень на солнечной стороне» и «Корни и крона», утвердившие непобедимость чувства долга и сознательной воли в бою и в труде, были явно противопоставлены «абстрактному» гуманизму и пацифизму, по мысли Кожевникова, развязывающим руки злу, и »окопной правде», ведущей к дегероизации действительности и к ощущению экзистенциального одиночества, чуждых масштабно-пафосному мировосприятию Кожевникова. Определяя внутренний мир человека траекторией развития общественной психологии и нравственности, Кожевников при этом всегда исходил из оптимистического представления о доминанте «героического» начала в народе.

Одно из наиболее заметных «производственных» произведений Кожевникова — повесть «Знакомьтесь, Балуев!», рассказывающая о строительстве магистрального газопровода в Сибири. Создаваемая в обстановке «оттепели», когда на смену приоритету общественной целесообразности («пользы дела») пришел принцип самоценности отдельной личности и индивидуального поиска, повесть стремилась полемически отстаивать несомненное для Кожевникова первенство общесоциальных ценностей, в системе которых все лучшее в человеке должно быть подмечено, развито (разумеется, в процессе общественно-полезного труда — единственном для «тоталитарной» психологии Кожевникова способе формирования нужных качеств) и «эксплуатировано… в государственную пользу» (слова Павла Балуева).

Автобиографичен роман «Заре навстречу», показывающий на сибирском материале развитие революционного движения, события I мировой войны, февральской и октябрьской революций и первых лет советской власти. Написанный в период разоблачения культа личности Сталина, роман нес в себе актуальный полемический заряд, показывая через призму романтически-эмоционального детского восприятия чистоту помыслов, бесстрашие, твердость и скромность революционеров-ленинцев, полный противоречий и опасностей процесс созидания самого справедливого, в представлении Кожевникова, общественного строя, основанного на принципах взаимопомощи и сотрудничества и скрепляемого волей и мощью Коммунистической партии.

В романе «Щит и меч» (одноименный фильм, 1968; режиссер В. П. Басов) Кожевников, повествуя в сравнительно новом для отечественной словесности 1960-х жанре историко-документальной хроники (или ее стилизации) о советском разведчике, стремился поднять «шпионский» роман на уровень героической эпопеи и даже актуального в послевоенной мировой литературе психологического детектива, акцентируя внимание не столько на острых приключениях, сколько на будничной напряженной работе профессионального разведчика.

Умер Кожевников в Москве 20 октября 1984.


СССР, 1989, Вадим Кожевников

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня