Справочник «Сюжеты»
Закир Касым бек
(1776—1856)
Азербайджанский поэт, наиболее известный и значительный по характеру своего творчества поэт сатирического направления. Выходец из среды помещиков Карабаха, Закир получил хорошее образование, в молодости служил в царской коннице, участвовал в военных действиях, затем обосновался в своей деревне Хындырыстан, имевшей двадцать дворов, занимался сельским хозяйством.
Будучи честным и принципиальным человеком, нетерпимым ко всякого рода отклонениям, столь частым в условиях феодально-помещичьего господства, Закир вызывал ненависть влиятельных врагов и недоброжелателей, среди которых были и царские чиновники, и их судейские приспешники. В результате ложных обвинений им удалось арестовать поэта, выдвинув против него обвинение в покровительстве своим близким родственникам — сыну и племяннику, нарушившим закон и высланным в Сибирь.
Закир также был выслан из своего села в Баку, оторван от близких и родственников, жил под надзором полиции, а затем, благодаря заступничеству, возвращен в Карабах, в разоренное село Хындырыстан, где доживал свои дни в бедности и лишениях. Закир умер в Шуше и там же был похоронен.
Касум-бек Закир, продолжая обличительные традиции Вагифа, привнес в поэзию новые сатирические интонации и мотивы, порожденные опытом его собственной жизни, невзгодами и мытарствами, испытанными им самим. В своих стихах он критиковал тиранов-помещиков, алчных и продажных царских чиновников, жестоких и лицемерных представителей духовенства и карабахской знати.
Любовью к родине, родному Карабаху пронизаны его стихи, передающие боль и тоску из-за разлуки с любимым краем.
С именем Закира связано развитие реализма в азербайджанской литературе XIX века. Отражая социальные язвы и пороки своего времени, поэт делал точные, правдивые зарисовки быта и нравов людей, видел и воссоздавал противоречия и контрасты, свойственные феодальному времени.
Сделав мишенью своей сатиры власть имущих-помещиков и заправил края, царских чиновников и «стражей порядка», с произволом которых сам сталкивался не раз, Закир в то же время разделял иллюзии о справедливости верховной власти, о царе — «покровителе инородцев», в том числе азербайджанцев. Большое уважение к культуре и языку русского народа передают его стихи, адресованные сыну («Дорогому сыну»).
Как сатирик и реалист Закир обращается к различным жанрам, в том числе к басням, в которых высмеивались и обличались пороки, имевшие социальную подоплеку. Так, подхалимство и трусость, проявляемые по отношению к власти имущим и деспотам, неизбежно ведут к несчастью и разорению, а вероломство и зависть — порождают горе и страдания (басни «Лиса и Лев», «Волк, Шакал и Лев», «Змея, Верблюд и Черепаха»)
Нравоучительный характер этих басен служил просветительским целям, помогал в воспитании молодежи. В еще большей степени просветительским задачам и целям отвечали его рассказы, посвященные вопросам семьи, морали и быта. Обращая внимание читателя на устаревшие обычаи и нравы, автор обличал лицемерие и корысть служителей религии, браки, заключенные не по любви, патриархальные пережитки и мракобесие («Безнравственный кази», «Дервиш и девушка», «Старик и его молодая жена»).
Вместе с тем его реалистическая по духу поэзия отражала все оттенки и краски истинной любви, облагораживающей и чистой. И потому еще более проникновенно и сильно звучат в них мотивы, выражающие страдание и печаль от разлуки с любимой.
СССР, 1984, Касым бек Закир