Справочник «Сюжеты»
Ренделл (Rendell, наст. фамилия Граземан) Рут
(род. 1930)
Английская писательница, автор детективов, психологических триллеров и рассказов. Ей удается сочетать плодовитость и мастерство, позволяющие поставить ее в один ряд с признанными авторами детективов. Ренделл славится умением выписывать характеры, способностью заинтриговать читателя, выстраивать сюжеты с неожиданно мрачной развязкой. От большинства авторов детективной прозы ее отличают ирония, интерес к языку, особый метафорический стиль, изобретательный диалог, свойственные серьезной прозе.
Ренделл родилась в Лондоне. Окончила Высшую школу графства Лейтон в Эссексе. С 1948 по 1952 работала журналистом и помощником редактора в частных газетах Западного Эссекса.
Уже в первой книге «Из Дуна со смертью» (1964) появляются ее постоянные герои: полицейский сыщик Реджинальд Вексворд и его помощник Майк Берден из Кингсмаркхема, вымышленного торгового городка. У Вексворда много общего с инспектором Мегрэ. И саму Ренделл называют британским Сименоном. Майк Берден – полная противоположность своего шефа. Берден – суров, неудовлетворен современным миром, он привык действовать традиционными методами. Ренделл раскрывает характеры своих героев по мере развития сюжета. По мнению Джейн С. Бейкерман из журнала «Детектив на диване», «способность героев выстраивать нормальные отношения, находить равновесие между дружеской привязанностью и непростыми служебными ситуациями, позволяет им противостоять напору ненависти и отчуждения, в атмосфере которых разворачиваются события».
Цикл романов об инспекторе Вексворде состоит из девятнадцати книг. Вексворд и Берден фигурируют также в рассказах Ренделл. Рассказы, не связанные с циклом Вексворда, рисуют странные картины, одновременно манящие и отталкивающие. Так же как и романам, рассказам Ренделл присущи сжатость изложения, строгая композиция, непредсказуемость и причудливость сюжета. Помимо романов о Вексворде Ренделл пишет романы, где отсутствует следователь. По жанру это психологические триллеры. Здесь нет ни загадок, ни разоблачений, причины поступков не объясняются. Эти романы интересны не поворотами сюжета, а сложной внутренней жизнью персонажей.
К концу восьмидесятых Ренделл все еще публиковала романы о Вексворде, однако многих читателей и критиков больше интересовали ее психологические детективы. Ренделл – писатель интеллектуального склада, она использует мастерство рассказчика, чтобы привнести в детектив более глубокую, волнующую и пугающую тайну, чем того требуют законы жанра, – тайну человеческого существа. Кроме того, в восьмидесятых годах Ренделл добавила к двум освоенным ею типам романа новый, для которого использовала псевдоним Барбара Вайн. Как она объяснила, ей захотелось, чтобы ее голос «стал тише и спокойнее, проникновеннее и непосредственнее». От первого романа, подписанного именем Вайн, «Глаз, привыкший к темноте» (1986), до одиннадцатого, «Кровавый доктор» (2002), Ренделл рисует мир, где даже те преступления, которые не караются законом, должны быть отомщены.
По мотивам романов о Вексворде в начале 90-х был снят популярный английский телесериал. За время своей творческой деятельности Ренделл получила ряд английских и американских наград в области детективного жанра. Среди них: «Серебряный-I» и «Алмазный-I» призы, а также приз «Золотой кинжал»-II Ассоциации детективных писателей; три премии Эдгара Аллана По; премия «Мастер жанра» Ассоциации американских авторов мистических триллеров. В 1997 Ренделл получила титул пэра и была включена в Палату лордов.
Великобритания, 1996.08.06, Колчестер. Рут Ренделл