Справочник «Сюжеты»
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич
(1878—1939)
Русский художник, теоретик искусства и писатель. Родился в Хвалынске (Саратовская губерния) в семье сапожника; сумел получить художественное образование при поддержке местных купцов. Учился в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова в Самаре (1895–1897) и Центральном училище технического рисования Штиглица в Петербурге (1895–1897). В 1905 окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его наставников был Валентин Серов. Посещал студию А. Ашбе в Мюнхене (1901) и частные академии Парижа (1905–1908). В эти же годы много путешествовал по Западной Европе и Средиземноморью, побывал в Северной Африке; позднее большое значение для него имели также крымские и среднеазиатские впечатления. Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старинных (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения) традиций. Был членом объединений «Мир искусства» и «Четыре искусства». Жил в Ленинграде, а с 1927 – в Пушкине.
Целиком в духе символизма решены уже его ранние картины, где преобладают мотивы легенды или волшебного сна («Сон», 1911; «Играющие мальчики», 1911; обе работы – в Русском музее, Петербург). Монументальным свидетельством творческой зрелости явилось знаменитое полотно «Купание красного коня» (1912) – простой сельский сюжет превращен (благодаря плавной ритмике форм и звучному локальному колориту) в поэтическое обобщение о судьбах России. Так же воспринимаются картины «Мать» (1913) и «Девушки на Волге» (1915). В своих новаторских монументально-декоративных работах (росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче, 1910, Морском Никольском соборе Кронштадта, 1913, росписи и витраж в Троицком соборе города Сумы, 1915) Петров-Водкин выступает как замечательный мастер «церковного модерна». Религиозные мотивы порой одухотворяют и его светские композиции («1918 год в Петрограде» (с фигурой Богоматери с Младенцем на первом плане), 1920; все картины – в Третьяковской галерее).
В 1910-е складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип «сферической перспективы», который позволяет ему, изображая натуру в ракурсах сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты». По-своему «планетарны», монументально-значительны даже его натюрморты («Селедка», 1918, Русский музей), портреты же воспринимаются как масштабные духовные вехи своего времени («Автопортрет», 1918; «А. А. Ахматова», 1922; оба портрета – в Третьяковской галерее). Искренний «попутчик» революции, мастер создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны («После боя», 1923, Центральный музей Вооруженных сил, Москва; «Смерть комиссара», 1928, Русский музей). Но картина «1919 год. Тревога» (1934, там же), с питерским рабочим, которого посреди ночи вызывают в ополчение, закономерно воспринимается как предчувствие сталинского «большого террора» с его ночными арестами, а многофигурное «Новоселье» (1937, Третьяковская галерея) –на тему «уплотнения бывших буржуев» – как сатира на новый быт.
Петров-Водкин часто (начиная с ранних подражаний М.Метерлинку) обращался к литературе, особенно в свой поздний период. Сочинял рассказы, повести, пьесы и очерки. Романтически-эмоциональны, весьма самобытны по жанру его «Хлыновск» (1930) и «Пространство Эвклида» (1933) – своего рода «вымышленные автобиографии», где причудливо сочетаются черты авантюрного романа, теоретического трактата и мемуаров. Плодотворно работал также как художник театра и педагог (преподавал в школе Е. Н. Званцевой (1910–1915) и Академии художеств (1918–1933). Умер Петров-Водкин в Ленинграде 15 февраля 1939.
Лаос, 1987, «Смерть комиссара»
Лаос, 1987, «1918 год в Петрограде»
СССР, 1968, «1919 год. Тревога»
СССР, 1978, «Купание красного коня»
СССР, 1978, «1918 год в Петрограде»
СССР, 1978, «Смерть комиссара»
СССР, 1978, «Розовый натюрморт»
СССР, 1978, «Утрений натюрморт»
СССР, 1978, Кузьма Петров-Водкин
СССР, 1978.08.16, Москва. Кузьма Петров-Водкин
СССР, 1968.05.08, «1919 год. Тревога»