Справочник «Сюжеты»
Савонарола (Savonarola) Джироламо
(1452—1498)
Пышный блеск богатых домов
Флоренции привлекал многих, но у монаха Джироламо Савонарола он вызывал злобу.
По его мнению, жители Флоренции погрязли в грехах, молитвам они предпочитали
пьянство, а мессам – балы. Построению идеального христианского государства
Савонарола посвятил свою жизнь.
Будущий правитель Флоренции
происходил из старинного рода. Он изучал медицину, как отец и дед, но уже в
молодости осознал, что светская жизнь и нравы Италии середины XV века весьма
далеки от христианских идеалов, которые он воспевал в своих поэмах. Джироламо отправился на поиски тех, кто
разделял его идеи.
Постригшись в монахи, он
отказался от всего, что имел, оставив себе только Библию. Но даже церковь
Савонарола считал развращенной и слишком богатой. Он начал писать сочинения о
порочности пап и недостаточной чистоте рода человеческого.
В 1490 году, Савонаролу, который
жаром своих проповедей уже снискал себе славу, пригласили во Флоренцию, где он
быстро стал настоятелем монастыря Сан-Марко. С кафедры он активно бичевал любую
роскошь, начиная от дворцов и заканчивая дамскими нарядами. Он продал церковное
имущество и обязал всех монахов работать. Папа Александр VI пытался смягчить
Савонаролу сперва обещая звание епископа, а потом и кардинала, но Джироламо оба
раза отказался и продолжал критиковать папскую власть.
Когда в 1494 году французы
заняли Флоренцию, Савонарола стал фактическим правителем города. Первым делом
он объявил сюзереном Флорентийской республики Иисуса Христа. Сам же он в глазах
народа и так был «Посланником Божьим».
Савонарола претворял в жизнь
свою идею, что «всякий излишек – грех, ведь он стоит жизни беднякам». Не
удивительно, что проповедник обрёл немало врагов среди знати и духовенства. Они
подстроили ему ловушку, заставив выдержать «испытание огнём»: Савонарола должен был пройти между двумя рядами пылающих
костров, чтобы доказать искренность и правдивость своего учения. Джироламо
отказался, и в тот же момент по всему городу затрубили о его трусости, а самого
Савонаролу заключили в тюрьму за неповиновение папским буллам и распространение
опасных идей. Его долго пытали, потом повесили, а тело сожгли.
Дмитрий Карасюк
Ватикан, 2009, «Диспут»
Гамбия, 2000, Савонарола
Италия, 1952, Савонарола
Сан-Томе и Принсипи, 1983, Спор о таинстве причастия (Диспут)