Справочник «Сюжеты»
Буйи (Bouilly) Жан-Николя
(1763—1842)
Французский писатель и драматург. Родился в Жуэ. Окончив курс наук в Турском колледже, Буйи стал адвокатом, затем занимал различные административные и юридические должности. Принимал непосредственное участие во Французской революции. В 1790-х стал драматургом. Первым его произведением была четырехактная комедия в прозе «Петр Великий» (1790), имевшая большой успех. Опера композитора Андре Гретри на этот сюжет появилась на свет в эпоху «кровавого театра» Великой Французской революции. Либретто написал сам Буйи. Опера была создана специально для прославления идеи гуманной монархии. Спектакли игрались считанные разы в Парижской итальянской опере. Дальнейшие представления были неуместны – Людовик, во славу которого была написана опера, обезглавлен, а к власти пришли республиканцы…
Буйи легко соединил в единый сюжет исторические события, случившиеся в разные годы, с вымышленными. Добрый молодец – юный русский царь работает на голландских верфях как простой плотник Петр Михайлов. За трудолюбие и смекалку его любят и уважают и простые рабочие, и хозяин верфи, и безгранично добрая и щедрая красавица Екатерина, названная облагодетельствованными ею бедняками настоящей «королевой». Петр, со свойственной ему широтой души, всем отвечает взаимностью, одновременно устраивая счастье еще одной влюбленной пары. В разгар этих радостных событий появляется незадачливый Меньшиков, умоляющий Государя вернуться в столицу к стосковавшемуся без царя народу. Петр уезжает, ненадолго оставляя ни о чем не подозревающую невесту. Скоро набежавшие было тучки рассеиваются. Все завершается общим ликованием.
За первым успехом последовали пьесы «J. J. Rousseau а ses derniers moments» (1791); «Les Irlandais unis»; — «La Mort de Turenne» (1793); «La Famille am éricaine» (1796); «René Descartes»; «Леонора, или Супружеская любовь» (1798); «Zoé ou la Pauvre Petite» (1800); «l'Abbé del'Epée»; «Deux Journées»; «Fanchou la vielleuse»; «le Jeune Henri» (1803); «Madame de Sévigné» (1805) и «Haine aux femmes» (1808). Буйи писал также книги для детей и юношества: «Contes а ma fille» (1809); «Conseils а ma fille» (1811); «Encouragements de la jeunesse» (1817); «Contes offerts aux enfants de France» (1824); «Portefeuille de la jeunesse» (1839); «Contes populaires» (1830) и «Adieux du vieux conteur» (1835). Все свои поэтические произведения Буйи собрал в книге «Le vieux glaneur ou de tout un peu» (1839).
Единственная опера Людвига ван Бетховена «Фиделио» написана на сюжет пьесы Буйи «Леонора, или Супружеская любовь». Буйи написал пьесу, основываясь на истории, которую знал из личного опыта: женщина, переодевшись мужчиной, пыталась спасти мужа из якобинской тюрьмы. Правда, у Буйи действие происходит в Испании, но современники, конечно, прекрасно понимали, какую на самом деле страну автор имел в виду. Несомненно, в сюжете Буйи Бетховена привлекли тираноборческий пафос, прославление самоотверженного подвига и верной супружеской любви. Композитор, критиковавший даже обожаемого им Моцарта за легкомысленные сюжеты его опер, требовал от оперного жанра высокой нравственно-этической идеи.
В 1798 парижский театр «Фейдо» поставил оперу Пьера Гаво на либретто Буйи, а в 1804 в Дрездене впервые прозвучала опера «Леонора» Фердинанда Паэра на тот же сюжет в итальянском переводе. Паэр пытался осуществить постановку своей оперы в Вене, но дирекция Театра Ан-дер-Вин предпочла заказать Бетховену оперу на то же либретто в немецком переводе литератора Йозефа Зоннлайтнера.
Австрия, 1969, Фиделио
Гвинея-Бисау, 2007, Бетховен, «Фиделио»
Монголия, 1981, Бетховен, «Фиделио»
Австрия, 1990.04.07, Зальцбург. «Фиделио»