Справочник «Сюжеты»
Джонсон (Jonson) Бенджамин
(около 1573–1637)
Английский поэт и один из трех крупнейших – наряду с Шекспиром и Марло – драматургов елизаветинской эпохи. Родился предположительно 11 июня 1573 в Лондоне или Вестминстере, однако записей о его рождении и крещении не сохранилось. Согласно наиболее признанному из нескольких противоречивых свидетельств, он родился после смерти своего отца, протестантского проповедника. Отчим Джонсона, Роберт Бретт, был каменщиком и имел недвижимость в Хартшорн-Лейн. Джонсон и Бретт участвовали в строительстве «Линкольнз Инн» в Лондоне и упоминаются в числе лиц, пожертвовавших средства на воздвижение церкви св. Мартина в 1597.
Джонсон получал образование сначала в школе при церкви св. Мартина, а затем (вероятно, с 1580 до 1588) в Вестминстерской школе, где его наставником был У. Кэмден (1551–1623), знаток античности, географ, историк, антиквар и поэт. Окончив Вестминстерскую школу, Джонсон сменил профессии каменщика, солдата и актера и, естественно, занялся сочинением пьес. Хронология этого периода не совсем ясна, но можно предположить, что он начал работать каменщиком в 1589 или 1590 и с перерывами, самый длинный из которых пришелся на время военной службы в Нидерландах в 1591–1592, оставался на этой работе до 1598–1599, когда его приняли в гильдию кровельщиков и каменщиков. 14 ноября 1594 Бенджамин Джонсон был обвенчан с Энн Льюис в церкви св. мученика Магна близ Лондонского моста. В приходских книгах за 1599–1610 упоминаются дети некоего Бенджамина (или Бена) Джонсона.
Не очень много известно и о его актерской деятельности. Считается, что он не имел успеха, но это мнение основано лишь на том, что он вскоре перестал играть и начал писать для театра. Джонсон фигурирует в судебных протоколах за 1597 как один из трех актеров, которые были взяты под стражу и подверглись допросу за исполнение «Собачьего острова» Т. Нэша. Всех троих выпустили в октябре 1597. Это было первое из по меньшей мере четырех тюремных заключений, каким поэт подвергся в течение жизни. В том же 1597 Джонсон впервые упоминается как автор пьес в записях постановщика Ф. Хенслоу.
Самым богатым событиями в биографии Джонсона и едва не стоившим ему жизни стал 1598. В конце 1597 или начале 1598 была поставлена первая из его сохранившихся пьес – «Обстоятельства переменились». За ней последовала комедия «Всяк в своем нраве». Это была первая из девяти пьес Джонсона, поставленных труппой лорда-камергера (впоследствии – труппой Его величества короля). В главных ролях были заняты Ричард Бербедж (ок. 1567–1619) и Уильям Шекспир. 22 сентября Джонсон убил смехотворной рапирой Г. Спенсера, вместе с которым годом раньше сидел в тюрьме за «Собачий остров». В архиве Мидлсекской тюрьмы за октябрь 1598 есть запись о том, что Джонсону выжгли клеймо «Тайберн Т.» (буквально «Тайбернское дерево»; Тайберн – место публичной казни в Лондоне).
Пьеса «Всяк в своем нраве» была поставлена труппой лорда-камергера в 1599, а в 1600 вышла изданием in quarto. В промежутке между этой пьесой и трагедией «Сеян» (1603) Джонсон участвовал в так называемой «войне театров». Предполагается, что нападки на Джонсона его литературных противников (в частности, Т. Деккера) побудили его на время отказаться от комедии и обратиться к трагедии. В «Сеяне» он демонстрирует основательное знание римской истории, главным образом по Тациту. Хотя ни «Сеян», ни написанная восемью годами позднее и сходная с ней по стилистике трагедия «Катилина» не имели успеха у публики, обе они свидетельствуют о незаурядных достижениях Джонсона как ученого, философа истории и мастера сильного, рельефного стиха. Исследователи считают «Сеяна» началом зрелого периода творчества Джонсона. Затем Джонсон пишет три свои лучшие комедии – «Вольпоне» (1606), «Молчаливая женщина» (1609) и «Алхимик» (1610).
«Празднество в Альтропе» (1603), написанное «на прибытие в королевство» королевы Анны (супруги Якова VI Шотландского) и принца Генри, открывает серию масок и дивертисментов для королевской семьи. В 1603 или 1604 Джонсон пишет «Панегирик на восшествие на престол государя Якова» и «Часть дивертисмента к коронации Якова», за которые ему было назначено жалованье поэта-лауреата (хотя соответствующего звания он не получил). Комедия «Эй, к востоку» (1605), написанная Джонсоном в соавторстве с Дж. Чапменом и Д. Марстоном, – блестящий образец удачного соединения несхожих талантов. За содержавшиеся в пьесе выпады против королевского двора авторы были арестованы. Сохранились письма Джонсона и Чапмена из тюрьмы к нескольким влиятельным лицам с просьбами о заступничестве, которые, по-видимому, возымели действие – все трое были освобождены без суда.
В последующее десятилетие авторитет Джонсона как драматурга и придворного поэта вырос. Его совместные с И. Джонсом (1573–1652) работы стали высшим достижением в истории придворной «маски»; они же сблизили Джонсона с виднейшими музыкантами, художниками, государственными лицами и придворными. Хотя вражда между Джонсоном и Джонсом, очевидно, началась уже в это время, открытый разрыв произошел только несколько лет спустя. В 1612 или 1613 был завершен сборник «Эпиграммы», который Джонсон считал «самым зрелым своим произведением». В 1612–1613 в качестве проводника или наставника Джонсон отправился за границу с непутевым сыном Уолтера Рэли, а в 1614 сочинил стихотворное посвящение к «Истории» сэра Уолтера.
В 1614 Джонсон сочинил «Варфоломеевскую ярмарку», не уступающую его лучшим комедиям, а завершился этот триумфальный период изданием фолио в 1616 – первым из драматических фолиантов якобитской эпохи и лучшим в текстологическом отношении. Тщательность Джонсона при его подготовке вполне соответствует литературному уровню вошедших в него пьес, но в глазах потомков самым важным оказалось то, что успех издания привел к публикации шекспировского фолио в 1623 (так называемое Первое фолио).
В 1618 Джонсон пешком путешествовал по Шотландии и посетил У. Драммонда (1585–1649) в Готорндене близ Эдинбурга. В фолио Драммонда (опубликовано в 1711) включены сокращенные записи их бесед. Сохранилась только поздняя копия утраченной рукописи Драммонда. «Разговоры», содержащие уникальные биографические сведения, одни считают подделкой, другие признают бесценным документом. Записки самого Джонсона о путешествии в Шотландию погибли в пожаре 1623. По сообщению Драммонда, Джонсон получил почетные ученые степени от Оксфордского и Кембриджского университетов; однако документально подтверждено только присуждение степени в Оксфорде, и состоялось оно в 1619, то есть уже после встречи Джонсона и Драммонда.
Вслед за Д. Драйденом принято считать, что после «Варфоломеевской ярмарки» начался закат драматического таланта Джонсона, но этого нельзя сказать о его поэтическом даре, раскрывающемся в полную силу в стихотворном панегирике «Памяти любимого друга, сочинителя Уильяма Шекспира», который был включен в изданное в 1623 при участии Джонсона Первое фолио Шекспира. К тому же году относится еще одно интересное стихотворное произведение Джонсона – «Хула вулкану», где описывается пожар, уничтоживший его библиотеку. В числе сгоревшего перечисляются несколько сочинений самого Джонсона – английская грамматика, незаконченная пьеса, история царствования Генриха V, стихотворения, переводы, литературные заметки, а также рукописи и книги, принадлежавшие Р. Коттону, Д. Селдену и Р. Кэрью – членам ученого кружка У. Кэмдена.
Со смертью короля Якова в 1625 в жизни Джонсона начался долгий период лишений: осаждали кредиторы (между 1626 и 1634 на него было подано по крайней мере шесть жалоб), к тому же разбил паралич; король Карл был к нему равнодушен, а соперник И. Джонс процветал; его новые пьесы проваливались на сцене и подвергались жестоким насмешкам литературных противников.
Умер Джонсон 6 августа 1637, похоронен на Вестминстерском кладбище; надпись на могиле гласит: «О несравненный Бен Джонсон».
Автор гармоничной, добротной прозы, создатель сложных сюжетных конструкций и ярких характеров, как реалистических, так и гротескных, виртуоз стихотворной техники с диапазоном от простенькой колыбельной до изощренной образности метафизиков, Джонсон оказал мощное влияние на многие поколения поэтов: его комедия «масок» нашла великолепное завершение в «Комусе» Д. Мильтона; Р. Херрик и «поэты-кавалеры» подражали его изысканной лирике; Драйден и Поп восхищались Джонсоном, видя в нем воплощение классицизма; сильное его влияние чувствуется и у авторов периода Реставрации, и в комедии XVIII века.
Болгария, 1997, Константин Кисимов в разных ролях
Никарагуа, 1976, Шекспири и Бен Джонсон играют в шахматы