Справочник «Сюжеты»
Гусев Виктор Михайлович
(1909–1944)
Русский советский поэт, драматург, переводчик. Родился в Москве в семье служащего. В 1925–1926 учился в драматической студии при Московском Театре революции (ныне Театр им. Маяковского), в 1926–1929 – на Высших литературных курсах им. Брюсова, после их реорганизации – в Московском университете на факультете литературы и искусства (окончил в 1931).
В 1929 выпустил первую поэтическую книгу «Поход вещей», раскритикованную Маяковским за «грошовый романтизм», который, вопреки утверждению последнего, не исключал, но подчеркивал революционный энтузиазм поэзии Гусева, вполне проявившийся и в его последующих сборниках («Герои едут в колхоз», 1931; «Слово бригадира», 1932; «Современники», «Гений», оба 1933; «Сыновья диктатуры», 1937; поэма «Стих», 1942) – и особенно в его текстах песен («Полюшко-поле», 1934). Печатался с 1927, с того же времени член Московского общества драматических писателей и композиторов и Производственного объединения молодых драматургов. Сблизился с журналом «Синяя блуза», писал сценарии для популярных в те годы «живых картин», различных массовых представлений, частушки, репризы, водевили.
Идя в русле предельно актуализированной и политизированной, почти «газетной» советской драматургии ранних лет, Гусев в конце 1920-х написал комедии «Американский житель» и «Закрытие Америки» (в соавторстве). Объездив в составе писательских бригад крупнейшие стройки страны (Кузнецкстрой, Уралмаш), Гусев был заражен энергией индустриальных пятилеток.
В 1935 написал принесшую ему шумный успех пьесу «Слава», обошедшую почти все театры и самодеятельные коллективы страны, в которой поднял острые проблемы новой социалистической морали, долга и героизма. Следом появились комедии Гусева «Дружба» (1938), «Сын Рыбакова» (1940, пост. 1953, опубл. 1955; доработка В. Винникова), «Москвичка», «Твоя песня» (обе 1942), символическая драма «Сыновья трех рек» (1944), в которых проявились свойственная Гусеву артистичность, умение выстроить несложный и увлекательный сюжет, непринужденно, даже по-оперетточному празднично рассказать о серьезных социальных процессах – вкупе с романтически светлым восприятием жизни и неназойливой дидактичностью, сказывающейся как в пьесах о нравах сегодняшнего дня (с нескрываемой симпатией к открытым честным труженикам и презрением к «рвачам» и «чинушам»), так и в произведениях, посвященных теме преемственности революционных традиций («Сын Рыбакова»). Истинными шедеврами Гусева в этом плане оказались лирические комедии для молодежи «Весна в Москве» (1941; одноименный фильм, 1953) и «Свинарка и пастух» (одноименный фильм режиссера Ивана Пырьева, 1941, Государственная премия СССР, 1942), а также киносценарий «В шесть часов вечера после войны» (одноименный фильм Пырьева, 1944, Государственная премия СССР, 1946).
С конца июня 1941 Гусев – начальник литературного отдела Всесоюзного радиокомитета; писал, помимо вышеназванных пьес, репортажи и драматические произведения для радио, патриотические стихотворения «Сестра» (1941), «Мать и сын» (1942). Гусев оставил также переводы произведений киргизских, таджикских, туркменских, белорусских поэтов.
Умер Гусев в Москве 21 января 1944.
Россия, 2008, «Свинарка и пастух»