Справочник «Сюжеты»
Кастильоне (Castiglione) Бальдасар
(1478—1529)
Итальянский политический деятель и писатель эпохи Возрождения. Получил классическое воспитание в гуманистической школе и рыцарское — при дворе Моро. После падения Сфорца поступил на службу к Франческо Гонзага, а затем к урбинскому герцогу Гвидобальдо ди Монтефельтро, двор которого описан им в «Книге о царедворце» (1558).
Эта книга представляет собой ряд связанных единством идеи и действующих лиц диалогов, в которых дается исчерпывающее описание совершенного придворного. Это своего рода рыцарский устав, отражающий новые социальные отношения в период наивысшего расцвета Ренессанса. Наряду с «Неистовым Роландом»» Ариосто и новеллами Банделло «Книга о царедворце» представляет собой один из наиболее замечательных памятников эпохи нарождающейся феодально-католической реакции. Ариосто в поисках идеального рыцаря вынужден углубиться в средние века, реставрировать далекий мир феодального эпоса, лишь слегка трансформируя его в целях сближения с современностью, — Кастильоне формирует образ своего совершенного рыцаря из материала, который в изобилии представляет ему усложнившаяся социальная обстановка Италии. В конечном счете его царедворец — тот же паладин средневекового феодального властелина; однако не в одной беззаветной вассальной преданности и отваге его главное оружие: он — 151реальный политик, пользующийся в интересах своего классового господства всем тем арсеналом средств, с которым победоносно выступала на историческую сцену городская буржуазия: свободные искусства, положительные науки, личные качества. Его царедворец — синтетический образ помещика XVI века, приобретший все преимущества образованности и светскости для того, чтобы укрепить свои социальные и политические привилегии. «Книга о царедворце», таким образом, идеологически оформляет то классовое расслоение, которое характеризует эпоху упадка Ренессанса, кладет резкую грань между борющимися социальными группами, городской буржуазией и дворянством, и в этом отношении, несмотря на внешне спокойную форму беседы, предназначенной для развлечения, является не чем иным, как боевым манифестом аристократии, призывающим дворянство к восстановлению феодальных традиций и упрочению их с помощью оружия. Этой острой социально-политической установкой и объясняется тот громадный, успех, который имела эта книга в странах, где усиленно проводилась или подготовлялась дворянско-помещичья реставрация.
Фуджайра, 1968, Бальдасар Кастильоне