Справочник «Сюжеты»
Елинек (Jelinek) Эльфрида
(род. в 1946)
Австрийская романистка, драматург, поэт и литературный критик, лауреат Нобелевской премии 2004 по литературе, лауреат премии Генриха Бёлля (1986), премии Георга Бюхнера (1998), премии Генриха Гейне (2002), чешской премии Франца Кафки (2004). Одна из самых провокационных писательниц XX века.
Эльфрида Елинек родилась в провинциальном австрийском городе Мюрццушлаг, земля Штирия, Австрия. Детство и юность прошли в Вене. Мать Ольга Бухнер (фамилия до замужества) происходила из зажиточной семьи и долгое время работала бухгалтером; отец Фридрих Елинек был химиком. Несмотря на свою национальность (Елинек был наполовину чехом, наполовину евреем), отцу удалось избежать преследования со стороны национал-социалистического режима, прежде всего благодаря своей необходимой для военной экономики профессии. В 1950 Фридрих Елинек заболел душевным расстройством и довольно продолжительное время оставался дома под опекой семьи; он скончался в 1972 в состоянии полной потери рассудка.
С момента заболевания отца воспитание Эльфриды полностью перешло в руки матери: Елинек посещала католический детский сад, а затем школу при монастыре (своё отношение к которой писательница позже выразила в эссе «Ходить в школу всё равно что умирать»). Кроме того, мать планировала для дочери музыкальную карьеру: в школе Эльфрида брала уроки игры на фортепиано, флейте, гитаре, скрипке и альте. В возрасте 13 лет Елинек приняли в Венскую консерваторию, где она изучала игру на органе, фортепиано, блокфлейте и музыкальную композицию. Одновременно она закончила публично-правовую гимназию.
После сдачи выпускных экзаменов у Елинек случился нервный срыв: она пыталась несколько семестров изучать историю искусства и театра в Венском университете, однако прервала учёбу в 1967 из-за усиливающихся приступов страха. Целый год она провела дома в полной изоляции. Именно в это время Елинек начала писать. Её первые стихотворения (написанные в манере Венской группы только строчными буквами, что для немецкого языка имеет довольно весомое значение) публиковались сперва в различных журналах, а затем вышел её сборник «Тени Лизы» (1967). В следующем году она закончила роман «Буколит», который оставался неопубликованным до 1979. После смерти отца Эльфрида в определённой мере освободилась от своих страхов и на некоторое время примкнула к левому движению немецкого студенчества 1960-х.
В 1971 Эльфрида Елинек сдала экзамен по классу органа в консерватории. Её литературное развитие в эти годы происходило под влиянием Ролана Барта, которому она посвятила своё эссе «Бесконечная невиновность». В 1972 Елинек переехала жить к своему другу Герту Лошутцу в Берлин, однако год спустя вернулась в Вену, где приняла активное участие в левом движении, провела ряд культурных мероприятий. В 1974 вышла замуж за Готтфрида Хюнгсберга, известного своей музыкой для фильмов Райнера Вернера Фассбиндера, хотя и работающего с середины 1970-х компьютерщиком в Мюнхене. Ради мужа, Елинек регулярно приезжает в Мюнхен.
В 1975 для Елинек-писательницы наступил переломный момент: публикация её романа «Любовницы», марксистско-феминистской пародии на патриотический роман, заставила всех говорить о новой величине в немецкоязычной литературе. В начале 1980-х вышел её роман «Перед закрытой дверью» о неблагополучных подростках из благополучных семей, заканчивающийся шокирующей сценой массового убийства целой семьи; по роману вышла аудиопьеса, а затем его экранизировал Паулюс Манкер.
1983 был ознаменован для Эльфриды Елинек первым крупным скандалом. На театральной сцене появился спектакль «Городской театр», в котором поднималась тема попыток Австрии подавить в себе своё национал-социалистическое прошлое. Слава Елинек как «разоблачительницы» своей собственной страны росла. В тот же год вышел едва ли не главный труд Эльфриды Елинек — роман «Пианистка».
Следующим «возмутителем спокойствия» стал для Европы её роман «Похоть», моментально попавший в списки бестселлеров и написанный под влиянием возросших споров феминисток на тему порнографии. Последовавшая за выходом романа театральная постановка пьесы Елинек «Места отдыха», спровоцировавшая персональные нападки на Елинек со стороны Свободной партии Австрии (националистически-консервативного, популистского толка) в ходе предвыборной кампании 1995 в Австрии, вынудила писательницу отозвать все свои пьесы с театральных сцен и наложить запрет на дальнейшие постановки.
В своих поздних произведениях Елинек отошла от феминистских подтекстов своей литературы и сфокусировалась на социальной критике и критике Австрии за неспособность преодолеть своё нацистское прошлое («Дети мёртвых»). Именно в этот период творчества к писательнице пришли всемирные признание и слава. В 2001 её «Пианистка» была в весьма радикальной манере экранизирована австрийским режиссёром Михаэлем Ханеке с Изабель Юппер в роли Эрики Кохут. Фильм был единогласно признан одним из самых революционных в современном кинематографе и получил три главных приза на Каннском кинофестивале 2001 (лучшая режиссура, лучшая женская роль, лучшая мужская роль).
Апофеозом творчества Эльфриды Елинек стало объявление её в 2004 лауреатом Нобелевской премии по литературе за «музыкальное многоголосие в романах и драмах, которое со свойственной только ей языковой страстью разоблачает абсурдность и принуждающую власть социальных клише».
Гвинея-Бисау, 2005, Эльфрида Елинек